Поиск по этому блогу

21 янв. 2023 г.

Основной курс философии. Предварение и оглавление

         Настоящий блог имеет преимущественно учебный характер, не только потому, что его автор преподавал философию, а по убеждению,  что главная польза обществу от философии – просвещение людей относительно всеобщих законов бытия и познания. Именно такую, общеполезную, не мистифицированную и не идеологизированную политически, философию исповедую я сам. Именно её освоение считаю необходимым для нации: без него, как показывает история, нет эффективного прогресса народов и стран в современном мире.

Только те нации в нём преуспевали и лидировали, которые сумели развить собственную философскую мысль рационального образца. Сначала – Великобритания (Ф. Бэкон и Английский материализм XVII в.), затем Франция (Французский материализм XVIII в.), Германия (Немецкая классическая и марксистская философия, конец XVIII и XIX вв.), наконец – США (американский прагматизм, конец XIX и начало XX вв.)

Россия в этом отношении пока отстаёт, успев произвести на собственной почве только мистическую философию т.н. серебряного века (метафизика всеединства Вл. Соловьёва, родственные учения Н. Бердяева, П. Флоренского и др.), и также мистические учения Блаватской, Рерихов и т. п. В советские годы философскому просвещению России способствовало освоение марксизма. Но он изначально был сильно политизирован, а в нашей стране подвергся дальнейшему искажению. К тому же, воздействие марксистской философии в нашей стране было исторически недолгим, а исток её – национально чужеродным.

Эта чужеродность смягчается тем, что марксистская философия близко подошла к научным стандартам, с их универсальностью. Тем не менее: чтобы утвердить свой вклад в рациональную философию, мы сами должны довести её до подлинно научных стандартов, и сообщить ей отпечаток своего национального духа. Удача в этом обеспечила бы России эпохальный успех и долговременное идейное лидерство среди народов Земли. Ясно, что это задача не для одного человека и, может быть, не для одного поколения мыслителей. Автор только пытается, по мере сил, способствовать её решению. Нельзя сказать, что сейчас для этого вполне подходящее время. Но возраст не позволяет автору ждать.

В этом блоге размещён уже ряд учебных материалов по разным темам, но – кратких и дающихся вразброс. Есть также целостный курс «Основы философии в стихах». Мы полагаем, что (внимательное) ознакомление с ним достаточно для философского просвещения тех, чья профессиональная деятельность не родственна самой философии. Но тот курс, который мы публикуем сейчас, является «основным» именно в смысле фундамента научной подготовки для представителей любой гуманитарной профессии, включая будущих философов. Расширение потребуется уже в русле специализации.

Курс был уже ранее издан в двух томах, но для настоящей публикации он дополнительно отредактирован. Не всегда решённой проблемой (технической) в данной публикации является представление наглядных материалов – схем и таблиц. Автор ищет способы её решения.

Попутно замечу, что стихотворное изложение философии имеет свои привлекательные стороны, не только в плане лёгкости запоминания. Есть глубинные связи между поэзией и философией, в силу которых мысль в таком изложении приобретает дополнительную «выпуклость» и убедительность. Было бы идеальным совмещать освоение философии по прозаическому и (тематически параллельно) по стихотворному курсам на данном блоге. Но выбирает, конечно же, сам читатель.

Далее помещено оглавление нашего «Основного курса», чтобы читатель мог сразу сориентироваться в его содержании. Первые пять разделов (17 тем) содержат систему философского знания, последний 6-й раздел (ещё 10 тем) – краткое изложения истории философской мысли, в свете общей авторской концепции.

  

     ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ: ОСОБЕННОСТИ КУРСА

      

     Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

 ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

1.2. ПРОБЛЕМА АБСОЛЮТА И ЕЕ РЕШЕНИЯ

1.3. СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

1.4. К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ АБСОЛЮТА И ЕЕ РЕШЕНИЙ

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

          2.1. ТРИ ТИПА МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ТРИ ТЕЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ

2.2. ТРИ ФИЛОСОФСКИХ ЛИНИИ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

2.3. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ

2.4. ВИДНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

3.1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

3.2. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

3.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗАДАЧАХ ФИЛОСОФИИ

3.4. СИСТЕМА ФИЛОСОФСКИХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ «ВВЕДЕНИЕ»

 

     РАЗДЕЛ II. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ДИАЛЕКТИКИ

ТЕМА 4. ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ

4.1. ФОРМАЛЬНАЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

4.2. ПРИНЦИПЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ

4.3. ИСХОДНЫЙ ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИКИ

4.4. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

4.5. ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ

5.1. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ 

И КАЧЕСТВЕННЫХ РАЗЛИЧИЙ

5.2. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

ТЕМА 6. ЗАКОН ЕДИНСТВА СТОРОН ОТДЕЛЬНОГО

6.1. ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ЕДИНИЧНОЕ

6.2. ЦЕЛОЕ, ЧАСТЬ И СИСТЕМА. ТИПЫ ЦЕЛОСТНОСТИ

6.3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

6.4. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

ТЕМА 7. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПОРОЖДЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ

7.1. ВОЗМОЖНОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

7.2. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

7.3. КАТЕГОРИЯ ОСНОВАНИЯ. ВИДЫ ОСНОВАНИЙ

7.4. ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ

«ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ДИАЛЕКТИКИ»

 

     РАЗДЕЛ III. ОНТОЛОГИЯ

ТЕМА 8. МАТЕРИЯ И ФОРМЫ ЕЕ БЫТИЯ

8.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИИ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

8.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИИ

8.3. ДВИЖЕНИЕ И МАТЕРИЯ

8.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ

8.5. ПОНЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

8.6. СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

ТЕМА 9. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

9.1. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

9.2. СОЗНАНИЕ КАК ПРОДУКТ ЭВОЛЮЦИИ ОТРАЖЕНИЯ

9.3. СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК. ДИСКУССИИ ОБ ИДЕАЛЬНОМ

9.4. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ

9.5. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ «ОНТОЛОГИЯ»

 

     РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

ТЕМА 10. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

10.1. СУЩНОСТЬ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ

10.2. УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

10.3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

10.4. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ

10.5. ПРОБЛЕМА АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ

10.6. СПОР О КРИТЕРИЯХ ИСТИНЫ

ТЕМА 11. НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

11.1. ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

11.2. ПРАВИЛА ЗДРАВОГО СМЫСЛА

11.3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

ТЕМА 12. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА

12.1. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

12.2. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

12.3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ

12.4. МОДЕЛИРОВАНИЕ В НАУКЕ

ТЕМА 13. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ

13.1. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

13.2. ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ

13.3. ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

13.4. ПРИНЦИПЫ ЭВРИСТИКИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕОРИИ

И МЕТОДОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ

 

     РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕМА 14. ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

14.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

14.2. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

14.3. ФОРМЫ СВЯЗИ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ. ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ

14.4. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА, ИНДИВИДА И ЛИЧНОСТИ

ТЕМА 15. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

15.1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

15.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

15.3. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

15.4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

15.5. ФОРМЫ КЛАССОВОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

15.6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ. 

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

ТЕМА 16. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

16.1. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

16.2. ПРАВОВОЕ И НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

16.3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

16.4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

16.5. РЕЛИГИЯ, СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ

16.6. НАУКА И ОБЩЕСТВО

ТЕМА 17. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

17.1. РАННИЕ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

17.2. ФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

17.3. ГЛОБАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

17.4. ТЕОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТИПОВ (ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

К РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ»

 

     РАЗДЕЛ VI. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ

 ВВЕДЕНИЕ К РАЗДЕЛУ. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 18. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

18.1. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

18.2. ТРИ ВЕЛИКИХ УЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ДРЕВНОСТИ

18.3. ПОЗДНЯЯ ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕМА 19. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

19.1. ТРАДИЦИОННЫЕ ИДЕИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ДАРШАНЫ

19.2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ДАРШАНЫ (АСТИКА)

ТЕМА 20. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДО СОКРАТА

20.1. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА

20.2. ИТАЛИЙСКАЯ ШКОЛА ФИСИОЛОГОВ

20.3. ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИСИОЛОГИЯ

20.4. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ СОФИСТЫ

ТЕМА 21. РАСЦВЕТ АНТИЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА

21.1. ЖИЗНЬ И ВЗГЛЯДЫ СОКРАТА АФИНСКОГО

21.2. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

21.3. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

21.4. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

ТЕМА 22. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХ ЭЛЛИНИЗМА И РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

22.1. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ВОЗЗРЕНИЯ КИНИКОВ

22.2. АНТИЧНЫЙ СКЕПТИЦИЗМ

22.3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ЭПИКУРА

22.4. ФИЗИКА И ЭТИКА СТОИЦИЗМА

22.5. ПОСЛЕДНИЕ ВЕКА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО МИРА

 ТЕМА 23. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

23.1. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

23.2. БОРЬБА ИДЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКЕ

23.3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА 24. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

24.1. ЭМПИРИЗМ В ЭПОХУ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

24.2. РАЦИОНАЛИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ В ЭПОХУ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

24.3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

24.4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

 ТЕМА 25. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

25.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗИТИВИЗМА

25.2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ МАРКСИЗМА

25.3. СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 26. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XX И НАЧАЛА XXI ВЕКА

26.1. НЕОКЛАССИКА И БИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

26.2. «ПОИСКИ ЧЕЛОВЕКА» В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

26.3. «ВЕЛИКИЙ ОТКАЗ» И «СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА»

26.4. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

 ТЕМА 27. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

27.1. ДОФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД И УЧЕНИЧЕСТВО

27.2. СОЗРЕВАНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

27.3. МЕТАФИЗИКА ВСЕЕДИНСТВА

27.4. РУССКИЙ ИДЕАЛИЗМ В XIX–XX ВВ.

27.5. РУССКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В XIX–XX ВВ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий