Поиск по этому блогу

21 янв. 2020 г.

Логика, 2. УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ


1. МЫСЛЬ И ПОНЯТИЕ. ВИДЫ ПОНЯТИЙ
Понятия – это имена предметов, грамматически – имена существительные, за исключением имен собственных. Сами соответствующие предметы образуют значение понятия (его «денотат»). Понятия имеют также смысл, отражающий сущность предметов и явлений. Его наличие сознают и представители символической логики; но до сих пор понятие смысла остается в данной сфере непроясненным (подробнее см., напр., в нашей статье «Значение, смысл и искусственный интеллект», 2019; ее можно прочесть в интернете, и она размещена в данном блоге 14.08.2019 г.: https://phlsphy.blogspot.com/2019/08/blog-post.html). Дело в том, что смысл и сущность предполагают содержательное отражение действительности, а формальная логика, по природе своей, не может работать с такими отражениями.
В ней понятия делят на виды по четырем категориям:
1) Единичные, напр., «поэт А.С. Пушкин»; общие, напр. «поэты»; пустые, напр. «русалка». Но любое понятие содержит в себе потенциал обобщения (Пушкин интересен именно как поэт), и также любое понятие имеет если не объективный, то субъективный денотат (та же русалка существует хотя бы в нашем воображении). Таким образом, нет ни абсолютно единичных, ни абсолютно пустых понятий: на такие «достоинства» могут претендовать только имена собственные.
2) Собирательные понятия обозначают только группу однородных предметов, но неприменимы к предметам внутри этой группы. Примеры: роща, экипаж, библиотека, клавиатура и т.д. Разделительные– все остальные понятия: свет, вагоны, автобусы, деревья и т.д.
3) Соотносительные – такие понятия, в признаки которых прямо включается отношение данного предмета или явления к другим предметам или явлениям: сын, сестра, истец, кредитор и т. п. Остальные понятия – несоотносительные: дом, специалист, растение и др.
4) Конкретные (предметные) понятия обозначают явление, в принципе способное к самостоятельному отдельному бытию, объективному (в реальности) или хотя бы к субъективному (в мысли): кафедра, небо,  склонение, узнавание, марсианин. Абстрактные понятия обозначают признак, свойство или сторону предметов, не существующие без самих предметов: прочность, цвет, честность, разум, свобода, приглашенный, существование и т.д. Распространенной является ошибка гипостазирования, когда признак выдается за самостоятельно существующий предмет,  напр. разум – за отдельно существующий дух, существование как свойство спутывается с «бытием» в смысле универсума, и т.д.

2. ОТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ДЕЙСТВИЯ НАД ПОНЯТИЯМИ
Две стороны любого понятия – его содержание, т.е. совокупность заключенных в нем признаков, и его объем – множество предметов, которое охватывает данное понятие. Так, в понятии «стол» содержание – наличие горизонтальной столешницы на твердых подставках, а объем – все столы любого вида. Чем шире объем понятия, тем беднее его содержание, и наоборот. Так, понятие «письменный стол» предполагает, как дополнительные признаки, тумбы, ящики, определенную высоту и т.д.; но включает гораздо более узкий круг предметов, чем понятие «стол».
Формальная логика, как мы не раз уже отмечали, не работает с содержанием понятий; зато отношение их объемов играет в ее операциях важнейшую роль. Ведь все признаки более общего и широкого понятия, напр. «стол», необходимо присущи более узкому (напр., письменному столу), тогда как обратное утверждение неверно. Такое соотношение понятий по объему называется их субординацией. Встречаются также отношения равнозначности (напр. квадрат и равносторонний прямоугольник); перекрещивания (напр. студенты и спортсмены), координации (напр. кошки и собаки как виды домашних животных), несравнимости (напр. планета и диагональ).
Существенную роль в логике играет также деление объема понятий. Это такое ограничение исходного понятия, при котором получается два или более координированных частных понятия. Важнейший вид деления – дихотомия, т.е. деление понятия надвое. При ней могут получиться или противоположные (контрарные, полярные), или противоречащие (контрадикторные) понятия. Первые обозначают крайние несовместимые признаки, напр. верхний и нижний этажи здания; но между ними нередко могут быть признаки промежуточные, напр. – средние этажи, если это более чем двухэтажное здание.
Таким образом, тут фактически может оказаться не дихотомия, а, напр., трихотомия – деление натрое, а то и более сложный случай. Следовательно, контрарные понятия, получившиеся при дихотомии, не обязательно исчерпывают объем исходного понятия. Этому требованию вполне соответствуют только контрадикторные понятия, которые  получаются друг из друга при помощью частицы «не», напр. верхний – не верхний (этаж). Именно через них формулируются законы логики, основные из которых мы упоминали в предыдущей теме.
Деление понятий, полностью исчерпывающее их объем, называется классификацией понятий. Выделение контрадикторных понятий – простейшая классификация; но обычно тут подразумевают много уровней. Правильная классификация не содержит пропусков и наложений, и должна быть непрерывной, т.е. переходить сначала от родов к видам, и только потом к подвидам и т.д. Она должна также исключать пропуски групп производных понятий. Существует особая научная дисциплина – таксономия, которая разрабатывает аппарат и правила классификации для сложно организованных областей знания, в частности, для потребностей биологии.
Генерализация понятий – действие, обратное классификации. Это соединение родственных понятий по общим признаком, в результате чего получается новое понятие. Напр., из понятий студентов, школьников, слушателей и курсантов получается понятие учащихся. Распространенная ошибка при классификации и генерализации – когда логические категории спутывают с физическими или с административными отношениями. Напр., понятие комнаты обобщают не до «помещения», а до «здания», «университет» делят не на факультеты, а на корпуса или на аудитории, а «декана» логически подчиняют «ректору».

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
В логике определение понятия называют (по-латыни) дефиницией, само определяемое понятие – дефиниендум (Dfd), а определяющую часть – дефиниенс (Dfn). Определения делятся на явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные). Последние делят еще на контекстуальные (они всегда имплицитные) и описательные; иногда допускают также остенсивные определения – путем простого указания на определяемый предмет. В научной и вообще в профессиональной деятельности главную роль играют явные определения. Это такое определение, в котором дефиниенс включает в себя ближайший род (лат. genus proximum), т.е. ближайшее более общее понятие, и указание решающего видового отличия (лат. differentia specifica). Напр.: человек – земное живое существо, обладающее разумом.
Во всяком определении желательно, а в научном – необходимо соблюдать равенство объемов определяемого и определяющего: Dfd = Dfn. Несоблюдение этого требования – ошибка, которая называется нарушением соразмерности в определении. Так, определение ромба как четырехугольника с параллельными сторонами является слишком широким (под него попадает любой параллелограмм),  а его же определение как четырехугольника с равными сторонами и углами является слишком узким, т.к. описывает только квадрат; требование равенства углов тут излишне. Всегда несоразмерны отрицательные определения (напр.: Нейтрино – это не заряженная элементарная частица); поэтому научная теория должна содержать и положительные определения понятий.
Однако наиболее общие понятия науки, напр. понятие материи, нельзя представить в виде положительной дефиниции, т.к. тут уже нет более общих понятий. В таких случаях дают определения через противопоставление; напр. объективность и первичность бытия материи противопоставляется субъективности мышления и его производности от материальных форм бытия. Но тем самым мы уже переступаем с почвы конкретных наук на почву философии. В художественной литературе дефиниция часто заменяется характеристикой – выделением наиболее типичных признаков предмета, напр.: Евгений Онегин – типаж «лишнего человека» в русском обществе XIX столетия.
Ко всякому определению предъявляется требование ясности. Это значит, что нельзя определять искомое понятие через нечто еще менее известное, или через непонятное для многих, напр. – определять дерево как реальный прообраз частично несимметричного трехмерного графа. Распространенной ошибкой является круг в определении, когда в качестве определяющего выступает то же, что определяется, только выраженное другими словами, напр.: Ясное определение – это понятное людям определение. Эта ошибка провоцируется реальной потребностью давать людям дополнительные словесные пояснения, привлекая ресурсы чувственно-образной сферы; тем не менее, в науке такие определения должны исключаться.
Строго говоря, любое определение раскрывает предмет односторонне, а для достаточно полного описания предмета необходима система определений. В науке такая система порой перерастает в теорию данного предмета. Но во многих случаях как познания, так и практики, можно обойтись хорошими сущностными определениями с глубоким смыслом. Однако их смысловой отбор совершается за пределами формальной логики.
Определение понятий уже предполагает использование суждений; эту форму мысли мы рассмотрим в следующей теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий