Поиск по этому блогу

3 мар. 2012 г.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Ч. 1


1. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Средними веками принято называть время европейской истории с конца V до середины XVII вв. Это период господства феодальных отношений. Все члены такого общества находятся в отношениях личной субординации; а философия, как сказал еще Аристотель, есть наука свободных людей. Поэтому в Средние века рациональное мировоззрение почти полностью подавляется, безраздельно утверждается религиозная идеология.
Но христианство – логизированная религия, и его богословие не может развиваться без обращения к опыту философии. Сами отцы церкви IV–V вв. находились под сильным влиянием неоплатоников. В частности, Августин Блаженный восхвалял диалектику как источник знания. Вместе с тем, он же выдвинул принцип «Без веры нет знания». Эта идея господствует над умами большинства средневековых мыслителей; исключения все же были, но, так сказать, не делали погоды.
Первый крупный философ в христианской Европе, Иоанн Скот Эриугена, появился только в IX в. (годы жизни 810–877). Он разработал оригинальное учение о разделении природы на четыре уровня. Первая природа, несотворенная и творящая, есть якобы само божество, как творец всего сущего. Вторая природа, сотворенная и творящая – подобие мира платоновских эйдосов, в виде общих понятий божественного ума. Третья природа, сотворенная и не творящая, – мир единичных материальных предметов. Наконец, четвертая природа, несотворенная и не творящая – снова божество, но уже как цель его собственной деятельности. Таким образом, Эриугена подменил христианскую религию едва прикрытым пантеизмом. К тому же, он ставил свидетельство разума, как «первого по природе», выше свидетельств авторитета, и считал разум критерием истины даже для священного писания. «Истинная философия и есть истинная религия», – писал Эриугена. Но уровень мышления к тому времени так упал, что церковь не сразу разобралась в учении Эриугены, и только через три столетия предала его анафеме.
С VII по XIII вв. бурный расцвет переживала арабская культура. В Средней Азии, покоренной арабами, в IX–XII вв. распространился аристотелизм. Его крупнейшими представителями были Аль-Кинди, Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). Влияние арабов стимулировало прогресс европейской культуры. В IX в. арабский язык стал международным языком науки. Но этот арабский расцвет продолжался лишь до XIII века.
В середине XI в. оформляется раскол христианской церкви на западную – католическую, и восточную – православную. По существу, это второе разделение человечества на консервативный Восток и динамичный Запад, теперь уже – в рамках христианского мира. Католицизм встал на путь обновления идеологии в соответствии с потребностями общественного развития, и предоставлял значительный простор для прогресса научной мысли. В православном ареале, наоборот, развитие наук полностью замирает.
В том же XI в. в Западной Европе сформировалась схоластика – первая систематическая форма занятий философией после распада античной культуры. Схоластика считалась служанкой богословия, но фактически нередко вставала на путь свободомыслия. Вместе с тем, она развивала логическую сторону христианского сознания, что стало затем одной из предпосылок возрождения рациональной науки. 


2. БОРЬБА ИДЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКЕ

Центральным вопросом схоластики стала проблема универсалий: так называли тогда наиболее общие категории мышления. Суть проблемы – существуют ли универсалии независимо от вещей? По ее решению определились две крайних позиции: «реализм» и номинализм. В данном случае реалистами называют философов, признающих существование универсалий до вещей, в божественном уме. Номиналисты (от лат. nomina – имена) считали, наоборот, что универсалии существуют только после вещей, в человеческом уме.
В период ранней схоластики (XI–XII вв.) крайний реализм был представлен учением Ансельма Кентерберийского, и на его основе Ансельм предложил т. н. онтологическое доказательство бытия божьего. Понятие «Бог», говорил он, суть универсалия, которая включает представление о высшем совершенстве, а сюда входит и признак бытия. Крайний номинализм в ту же эпоху представлял Иоганн Росцелин. Он считал, что общие имена – просто сотрясение воздуха, а реально существуют лишь единичные вещи.
В XII в. Петр Абеляр, критикуя обе стороны, предложил т. н. концептуализм. Согласно Абеляру, универсалии формируются в человеческой речи, отражая объективное сходство вещей. При этом Абеляр трактовал разум как первичный в отношении веры: «Никакой веры прежде разума». Он также разрабатывал диалектику как искусство суждения путем сопоставления противоположных утверждений. Со временем такой прием стал нормой схоластических дискуссий; но сам Абеляр подвергался жестоким преследованиям ревнителей старых канонов.
В XII–XIII вв. крестовые походы, нашествие монголов и восстания покоренных племен вызвали упадок арабской цивилизации. А в XIII–XIV вв. мусульманскому богословию удалось подчинить себе рациональную арабскую философию, используя учение мутакалимов о познании как суете сует. В результате, развитие науки в арабском мире было полностью подавлено.
В те же века в Европе наблюдается экономический и культурный подъем. Он тесно связан с расцветом с XII в. коммун самоуправляемых торгово-ремесленных городов. Стремление к знанию стало в данный период широким общественным явлением. Но оно зачастую развивалось в русле оккультизма, и церковь боролась с этими «колдунами и ведьмами», в т.ч. – посредством костров инквизиции.
С XIII в. наступает период поздней схоластики. Альберт Больштедтский заимствовал у Авиценны «взвешенное» решение проблемы универсалий. Согласно ему, универсалии существуют сначала в божественном уме, затем в вещах, а потом уже и в человеческом уме. Альберт же дал интерпретацию учения Аристотеля, приемлемую для христианства. С этих пор логика Аристотеля становится основой схоластического рассуждения.
Ученик Альберта Фома Аквинский считается систематизатором схоластики и ее наиболее выдающимся представителем. Он развил взгляд Альберта на универсалии и выдвинул принцип гармонии веры и разума. Фома полагал, что человеческий разум может рационально доказать божественное бытие. Ансельмово онтологическое доказательство он отверг, но сам сформулировал пять других доказательств. Эти натянутые "доказательства" не признают ни наука, ни православная и протестантская церкви. Тем не менее, опора на Аристотеля позволила Фоме создать гибкое и по-своему реалистичное учение. Поначалу оно встретило сильное сопротивление со стороны господствовавшего тогда неоплатонического августианства. Но уже к XIV в. томизм (от лат. имени философа – Thomaso) стал официальной философией католической церкви, и остается ею поныне, в обновленной форме неотомизма.
Другими противниками Фомы в XIII в. были аверроисты, т. е. последователи Ибн-Рушда. Бог, согласно их учению, есть чистый интеллект, а потому подчинен логической необходимости, т. е. не может действовать произвольно. Фактически аверроисты приравнивали божественную волю к законам природы. Они считали, что мир вечен, душа смертна, а религиозные догмы являются только аллегорическими выражениями философских истин. Против обвинений в ереси аверроисты, как и сам Ибн-Рушд, использовали теорию двух истин. Согласно ей, истины науки и догматы богословия относятся к разным областям – природной и духовной соответственно, и не должны конфликтовать, даже если кажутся противоречащими друг другу. Виднейший представитель аверроизма Сигер Брабантский был вызван к папскому двору и там убит приставленным к нему секретарем, якобы помешавшимся в рассудке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий