Поиск по этому блогу

7 мар. 2012 г.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Ч. 2


3. КРИЗИС СХОЛАСТИКИ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ МИСТИКА

С номиналистской позиции критиковал томизм в XIII–XIV вв. Иоанн Дунс Скот, по прозванию doctor subtilis (лат. тонкий ученый). Он первый отважился заявить, что материя мыслит. В то же время, Дунс учил, что воля стоит над мышлением, ибо она определяет не только идеально, но и реально. Тем самым он заложил фундамент волюнтаризма  одной из характерных черт современной западной философии. 
Его концепция прямо противоположна учению аверроистов. Бог, по мнению Дунса, создает вещи не сообразно понятиям, но произвольно соединяя любые качества. Он якобы имеет в виду только некую «чтойность» – как бы схематический проект данного предмета. В процессе творения «чтойность» воплощается в «этости» – уникальной комбинации свойств, характеризующей данную вещь. По существу, Дунс описал типичные приемы технического конструирования.
Ряд автором полагает, что учением Дунса Скота завершается классическая схоластика. Однако в XIV в. номиналистические идеи Дунса развивал Уильям Оккам. Его концепцию называют терминизмом: он считал, что универсалии суть либо имена отдельных вещей – т. н. термины первой интенции, либо имена классов вещей – термины второй интенции. Опережая О. Конта, Оккам и его последователи отрицали реальное бытие общих сущностей. Они считали, что надо отбрасывать все понятия, которые не сводятся к чувственному знанию. С данной мыслью косвенно связан методологический принцип "бритва Оккама": «не следует умножать сущностей без необходимости». Правда, у самого Оккама такой формулировки не обнаружено.
Бог с этой точки зрения тоже оказывается лишней сущностью. Оккам еще скрывал данный вывод за теорией двух истин; тем не менее, он был отлучен от церкви. А его ближайший последователь, Николай из Отрекура, уже открыто перешел к эпикурейскому атомизму. Другой оккамист, Жан Буридан, известен настойчивым утверждением независимости воли по отношению к рассудку. С его именем связывают притчу о буридановом осле, который мог бы умереть от голода между двумя равно удаленными от него стогами сена, если станет руководствоваться только рассудочными мотивами. Однако в текстах самого Буридана этой притчи не найдено, а подобные идеи муссировались еще во времена Аристотеля.
Схоластика подвергалась атаке также со стороны мистики, которая тоже апеллирует к чувственному познанию. Всякий мистицизм содержит зерно ереси; но по результатам своих откровений мистики могут оставаться ортодоксальными, т. е. верными церковному канону. Таковы были Фома Галльский, Гуго и Ришар из монастыря Сен-Виктор, Бернар Клервоский, Бонавентура.
Еретический мистицизм в XI–XII вв. представлен школой Амальрика из Бена. По ее учению, бог и природа неразделимы, а воскресение и страшный суд – поповские выдумки. Церковные соборы 1210 и 1215 гг. приговорили сторонников Амальрика к сожжению, и его собственный прах было приказано вырыть и сжечь. В XIII–XIV вв. в Германии жил еретический мистик Иоганн Экхарт по прозванию «Майстер (нем. мастер, знаток) Экхарт». Из своих душевных откровений он заключил, что в человеке есть несотворенная искорка, единосущная богу. Кроме того, человек является якобы необходимым средством постоянного самопорождения бога.
На христианском Востоке в IV–VIII вв. распространился мистический исихазм (греч. отрешенность). Это учение о душевном соединении человека с творцом через очищение слезами, аскетизм, отшельничество и психический самоконтроль, близкий к йоге. Исихазм долго преследовался церковными ортодоксами; но с XIV в., благодаря Григорию Паламе, стал официальной доктриной Византийской церкви. Вошел он и в русское православие (Нил Сорский и др.)

4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В XIV–XV вв. в Италии, позднее – в других странах Европы, наступает эпоха Возрождения. В экономическом аспекте ее можно определить как период развития капитала в его первой исторической форме, а именно – купеческого, торгово-денежного капитала. В культурном плане Возрождение – это возвращение к античным образцам духовной культуры. Среди ученых нет единого мнения о причинах такого возвращения, и одни только потребности или последствия развития купеческого капитала его не объясняют. На наш взгляд, главную роль здесь сыграло сходство в экономическом строе античного полиса и средневековой коммуны, на почве которой в основном и развивалась культура в эту эпоху.
Как и в классическом полисе, в коммуне большинство граждан – экономически самостоятельные хозяйствующие субъекты. Это главным образом мастера-ремесленники, имеющие в собственности хозяйственное подворье и инструмент; а также купцы, владеющие оборотным капиталом. Не утратила хозяйственного значения и земельная собственность горожан. Сама коммуна выступает, подобно античному полису, как город-государство, может владеть производительной собственностью и вести хозяйственную деятельность для обеспечения общих интересов. Как и в древности, такая гармоничная экономическая форма породила всесторонний подъем общества и почти эталонную демократию.
Философия активно участвовала в формировании идей Возрождения. В XIV–XV вв. византийский философ Плифон (Плетон) проповедовал возвращение к античной культуре и к языческой религии. Под его влиянием во Флоренции возродилась Платоновская Академия. Главой ее считался Марсилио Фичино, виднейшим представителем был Джованни Пико дела Мирандола. Философы этой школы критикуют учение Аристотеля, как основу поздней схоластики. Снова входит в моду платоновская, полухудожественная манера мышления. Даже естественнонаучные работы в это время нередко пишутся в форме диалога (Г. Галилей и др.) Находились, впрочем, и стойкие защитники Аристотеля: П. Помпонацци и др.
Возрождение исповедует идеал гуманизма. Он требует уважения к природе человека и признания за ним права на счастье и справедливость при жизни, а не только за гробом, как сулит христианство. Важным средством воплощения этих идеалов является возрождение искусств и наук. Является миру плеяда великолепных живописцев, с вершиной в деятельности Л. да Винчи;  он же – блистательный инженер и ученый. Хотя оккультизм еще господствует, но зарождается и рациональное естествознание. Его прогресс представлен открытиями Н. Коперника, Д. Бруно и Тихо Браге в астрономии, Парацельса и А. Везалия – в медицине, физиологии и фармакологии; и мн. др. С конца XVI в. развертывается деятельность Г. Галилея – «отца» современного естествознания..
Параллельно возрождаются натурфилософские искания, но уже с новой, эмпирической окраской. В XVI в. Бернардино Телезио учредил «Академию для опытного изучения природы» (т. н. Козентинская академия). Главное произведение Телезио имеет примечательное название «О природе вещей в соответствии с ее собственными началами», и открывается не менее примечательными словами: «Строение мира, величину и природу содержащихся в нем вещей следует не постигать, как поступали древние, посредством разума, но воспринимать ощущением, выводя из самих вещей».
Формально не порывая с христианством, философия эпохи Возрождения переходит на позиции пантеизма. В идеалистически окрашенном пантеизме Николая Кузанского (XV в.) и в материалистическом пантеизме Дж. Бруно (XVI в.) развивается диалектическая идея единства противоположностей и совпадения крайностей. Раньше Коперника Николай высказал предположение, что Земля движется вокруг Солнца. В следующем столетии Дж. Бруно разработал эти идеи, и пришел к выводу о существовании множества миров за пределами Солнечной системы. Также Бруно сформулировал учение о героическом энтузиасте. Такой индивид якобы несет в себе всю полноту божественного начала, и поэтому определяется целиком самостоятельно. Вместе с идеями Пико дела Мирандолы, данное учение Бруно стало основой классической западной концепции человека (подробнее см. в связи с понятием человека).
Но мыслители эпохи Возрождения не решались на явный разрыв с религией. Причина такой несмелости – все еще аграрный характер производительных сил и феодальный в целом тип хозяйства. Открытый религиозный скептицизм развился только в последние десятилетия XVI века. Его ярчайшим представителем стал Мишель Монтень. Он не признаёт чудес, ставит разум выше авторитета и обычая, теологию считает ложной наукой, закабаляющей сознание, а христианство критикует за моральное лицемерие. Главная книга Монтеня «Опыты» была запрещена французским королем и проклята Римским папой. Вскоре после этого Дж. Бруно был заживо сожжен инквизицией. Церковь сурово преследовала Г. Галилея и других выдающихся ученых, надолго запретила великую книгу Коперника.
В первой половине XVI в. развитие мануфактур и наемного труда привело к массовому разорению мелких собственников и к вырождению коммуны. Вместе с тем началось наступление религии на гуманизм и свободомыслие. В XVI–XVII вв. формируется новое, буржуазное направление в христианстве – протестантизм. Этот процесс получил название РеформацииОснователь протестантизма М. Лютер объявил разум «первой потаскухой дьявола». Вместе с тем, протестантизм терпимо относится к рациональному эмпирическому естествознанию, пока оно не претендует на мировоззренческие обобщения. Это сложное отношение к разуму во многом определило духовный облик современного Запада.
Католицизм не остался пассивен и ответил Контрреформацией; одновременно возник утопический коммунизм. Его название происходит от книги Т. Мора «Утопия», изданной в 1516 г. И сам Мор, и Т. Кампанелла (второй из основателей утопического коммунизма) были убежденными католиками и поклонниками гуманизма. По существу, утопический коммунизм выступает как поздняя форма возрожденческого гуманизма. Его создатели были потрясены чудовищной жестокостью эпохи первоначального накопления промышленного капитала, когда, по словам Мора, «овцы съели людей». Но в грядущем индустриальном обществе не оставалось места для той хозяйственной самостоятельности большинства граждан, которая лежала в основе возрожденческой коммуны и порождала гуманизм. Поэтому вместо позитивного равенства в обладании хозяйственной собственностью, утописты выдвинули идею негативного равенства в необладании ею, по образцу азиатского способа производства (как некогда Платон). Тем самым, в учении утопистов коммунистический принцип организации был подменен принципом социализма.
В русском языке слова общий и общественный имеют один корень, что сослужило нам плохую службу. Но по латыни communis означает именно общий, в смысле – принадлежащий каждому, как, напр., квартиры в жилищном кооперативе; а socialis означает (односторонне) общественный, т. е. принадлежащий только социуму и государству, но не конкретным индивидам, – как, напр., армейское тяжелое вооружение. Не случайно учение Мора, Кампанеллы и их последователей называют также утопическим социализмом, что по сути правильней. Ф.  Энгельс тоже называл свое учение о будущем научным социализмом. Но путаница понятий социализма и коммунизма сохранилась по настоящее время, отражая отчасти незрелость обществоведческой мысли, отчасти – недобросовестность идеологов, и в целом – ограниченность современного общественного сознания в мировом масштабе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий