Поиск по этому блогу

2 февр. 2012 г.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ч. 2

           ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ДАРШАНЫ (АСТИКА)
К ним относят шесть авторитетных школ (шат-даршана) ведической мысли. Обычно их сводят в три пары близких по духу учений: санкхья и йога, миманса и веданта, вайшешика и ньяя. Все эти учения оформились на излёте осевой эпохи, главным образом в III–II вв. до н. э., и в них ощущается влияние более ранних, неортодоксальных учений.
Слово «санкхья» означает «расчет». Основная идея этого учения – прекращение сансары через избавление души при жизни от ее связи с телом посредством особой психической тренировки. Методологию и технику такой тренировки разрабатывает йога (санскр. сосредоточение, усилие). В основных моментах учения, йога стоит на тех же позициях, что и санкхья, поэтому их рассматривают совместно. Обобщающий теоретический труд по йоге создан Патанджали, видимо, уже в I веке.
В «Йога-сутрах» неоднократно повторяется буддистская мысль, что для мудреца все в мире есть только страдание, обусловленное неукротимым волнением бытия. Особенностью йоги является трактовка свободы как кайвальи. Это полная независимость, разрыв всех социальных связей, крайний эгоизм и цинизм в общественном поведении. Кайвалья – как бы оборотная сторона мокши: презрение индивида к собственному личностному бытию она обращает против всех других людей.
Слово «миманса» означает «размышление». Основная идея пурва-мимансы, т. е. первой мимансы (или мимансы как таковой), заключается в преодолении кармы через неукоснительное исполнение ведического долга. Но к ведийскому вероучению миманса относится иронически. Она отрицает бога-творца, признаёт атомарный состав мира, а ведические божества трактует как словесные обозначения природных стихий. Тем не менее, исполнение консервативных предписаний религии, апробированных историей индийского общества, миманса считает основой благополучия в текущей жизни и главным условием достижения ананды.
Такое утилитарное отношение к религии сейчас связывают с философией прагматизма, а в древнеиндийской мысли оно выступало как возврат к формальной религиозной ритуалистике. По мнению ряда специалистов, отправной точкой развития индийской философии был именно ритуал (а не миф, как в Европе).
Слово «веданта» означает, буквально, «завершение Вед». Веданту называют также уттара-миманса, т. е. последняя миманса. Это как бы популярная версия пурва-мимансы, приспособленная к массовому сознанию, которое не способно трезво оценивать религиозные условности. Основная идея веданты – слияние личной души с Брахмой через познание иллюзорности мира и через особую психотехнику, в основе которой лежат т. н. мантры. Это – культовые формулы, которые многократно повторяются для подавления предметной активности сознания. Предметный мир здесь понимается как майя (морок): одновременно и обман, и божественная магия, чарующая людей и побуждающая их к суетной активности, необходимой для продолжения жизни. Понятие майи ведантизм заимствовал из буддистской мадхьямики, к буддизму восходит также идея посильной прижизненной ананды. 
Подобно конфуцианству в Китае, веданта в разных ее формах прошла через всю историю Индии вплоть до наших дней. Даже в недавние столетия она имела выдающихся представителей: в XIX в. – Рамакришна и Свами Вивекананда, в ХХ в. – Свами Прабхупада (1896–1977), основатель Международного общества сознания Кришны. Ведантизм и сейчас активен в форме кришнаизма. Его приверженцы обязаны все дни напролёт повторять мантру «Харэ Кришна, харэ Рама» – «Славься, Кришна, славься, Рама!»
Ньяя и вайшешика не предлагают особых путей к ананде, это технические дисциплины ведантийской мысли. Вайшешика (от санскр. вишеша – различение) играет роль ведантийской космологии. Но ее учению, закон кармы реализуется через движение атомов, хотя душа считается бестелесной. В противоположность раньше созревшему европейскому атомизму, атомы здесь наделялись чувственными качествами – цветом, запахом, вкусом, температурой и т. д., – но считались одинаковыми по величине и по форме (шаровидными). В научном отношении такие представления неперспективны.
Ньяя (санскр. рассуждение) по воззрениям на мир близка к вайшешике, но сосредоточена на разработке логических форм мышления. Ее основатель Готама жил не раньше I в. до н. э. В отличие от Китая, логика в Древней Индии получила значительное развитие. Но к моменту выступления Готамы эта дисциплина существовала в Европе уже три столетия, причем в изначально более совершенном виде, чем когда-либо в Древней Индии (Аристотель и др.)
В XII–XIII вв. в Индии, а со временем – также в Китае, Непале, Японии и в Тибете, широко распространился тантризм. Санскр. «тантра» буквально означает ткань или текст, а в переносном смысле – хитросплетение. Тантризм объединял в основном низы общества и проповедовал кайвалью. Тантристы поклоняются женскому рождающему началу (шакти), т. е. началу созидательному, но при этом чисто природному и репродуктивному. Знаменитые «5 М» (санскр. панчамакара) тантрического культа в переводе означают «вино», «мясо», «поджаренное зерно», «верховая езда» (в другом варианте – «рыба») и «половое соитие».
Древневосточные философские учения накопили значительное богатство мыслей, порой в очень тонкой их разработке. Однако ментальность Востока развивалась односторонне. Это была, так сказать, мудрость без ума, направленная на адаптацию к наличной реальности и подавляющая творческую активность интеллекта. Она не способствовала научному и техническому прогрессу, который основан на развитии логического мышления. Эта особенность философии Востока и ее социальные последствия удачно отражены в стихотворении Бориса Слуцкого «Восточные мудрецы и восточные умники»:


Преуспевали восточные мудрецы,
везде успевали восточные мудрецы!
Покуда восточного умника били нещадно,
сие воспевали восточные мудрецы.

А умник восточный лечил изувеченный зад,
избитый толково, и тщательно, и жестоко,
и думал тихонько про то мировое «Назад!»,
которое совпадало с понятьем Востока.

Восточная мудрость легко обошлась без ума,
легко обошла его жесткие правила,
и вечное лето, суровое, как зима,
Востоком жестоко и солнечно правило.

И вечная Лета, нирвана, как там говорят,
арык мутноватый с проточной водой тепловатой,
омыла Восток, все грязные ноги подряд,
и рваным халатом, подбитым засаленной ватой,
укрылся Восток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий