Поиск по этому блогу

31 янв. 2012 г.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Ч. 1

ТРАДИЦИОННЫЕ ИДЕИ И ДРЕВНЕЙШИЕ ШКОЛЫ (НАСТИКА)
Для индийского менталитета, в противоположность китайскому, характерна склонность к отлёту от реальности. Первые философские идеи в Индии встречаются в Ведах – культовых книгах брахманистской религии. В VII в. до н. э. появляются упанишады (букв. – сидение около ног учителя), – пояснения философского смысла Вед. Но стиль изложения в упанишадах еще в основном мифологический.
     Осевая эпоха в Индии называлась «эпохой брожения умов». В этот период индийское общество зашло дальше китайского по пути кризиса азиатского способа производства, но как бы застыло в состоянии полураспада. Возврат к социальной гармонии был уже неосуществим. Поэтому индийская философия, в противоположность китайской, разочарована в политике. Она психоцентрична, а ее центральным вопросом является поиск путей к достижению ананды, т. е. – состояния индивидуального психического блаженства. Этим определяется ряд характерных идей традиционной индийской философии.
     Принцип недеяния и культурный консерватизм и здесь играли важную роль. Но все же ключевым для индийской мысли стало понятие освобождения, на санскрите – мокша. Это существенный прогресс сравнительно с китайской философией, которая вообще не знала идеи свободы. Однако освобождение понималось индийцами отрицательно: не как самоутверждение индивида, а наоборот – как отказ от индивидуального существования, от имени и формы, растворение личного сознания в Брахме – мировом безличном духе. Так должно достигаться избавление индивида от его обособленного положения в мире, которое осознается как причина несовершенства и страдания.
     С данной точки зрения, обособленность и соответствующая ей ограниченность индивида образуют основу для кармы. Буквально данное слово означает "деяние", но обычно трактуется как судьба, карающая человека за неверные поступки. Карма обрекает нас на сансару, буквально  "блуждание" нашего Я в различных телах путем посмертного переселения души. Мокша и есть избавление от кармы и сансары, окончательное умирание индивидуальной души. Обычно этот процесс описывается как погружение в нирвану (от нирва – гасить).
     Древнеиндийские философские школы называются дáршаны – воззрения (от санскр. дарш – видеть). Они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. На санскрите это, соответственно, – астика (говорящие: Оно есть) и настика (говорящие: Его нет); тут имеется в виду существование или не существование Брахмы. Первые (астика) признают верховный авторитет ведического писания, вторые (настика) не считают его высшим авторитетом. Исторически раньше, на гребне осевой эпохи (в VI–V вв. до н. э.), сложилась настика. Обычно насчитывают четыре таких учения: джайнизм, адживика, локаята и буддизм.
     Основная идея джайнизма – победа нравственной личности над страстями (длящими сансару) через аскезу и благие деяния. Джайнисты делят все сущее на дживу – одушевленное, и адживу – неодушевленное. Мокша – победа дживы над адживой. Характерной чертой религиозной практики джайнистов является ахинса (или ахимса; санскр. неубиение, невреждение), т. е. запрет на причинение вреда живому существу.
     Основная идея адживики, наоборот, – сознательное поклонение необоримой судьбе. Согласно этой даршане, в мире господствует бездушная естественная необходимость – нияти. Поэтому судьба человека не зависит от его моральных качеств и недоступна изменению. Мокши достигнет только тот, кому это написано на роду, а человеческие усилия тщетны; поэтому «жди судьбу».
     Название локаяты происходит от санскр. лока – «это место»; ее позднюю разновидность называют также чарвака. Основная идея этого учения – наслаждение жизнью здесь, на земле, без забот о потустороннем бытии и сансаре, которых локаята не признаёт. Локаята – единственное последовательно материалистическое учение в древнеиндийской философии. Его материализм метафизический: локаятики допускали чувственную воспринимаемость сознания. К религии они относились скептически.
     Основная идея буддизма – освобождение от страданий и сансары путем погружения при жизни в чистое самосознание. Такое погружение и есть нирвана в ее буддистском понимании. Буддисты утверждают, что их нирвана является одновременно и вечной жизнью души, и уже состоявшейся смертью индивидуальной личности. Достигший нирваны способен по своей воле перейти в паринирвану, т. е. умереть телесно. Но он может отложить свою смерть из желания помочь другим людям достичь нирваны. Такой деятель называется Бодхисаттвой и почти приравнивается к Будде.
     Слово "Будда" буквально означает разбуженный (как бы от "будить"), в переносном смысле – просветленный. Это прозвище родоначальника данного направления, его настоящее имя – Сиддхартха Гаутама. Жизнь его буддистская традиция относит к VII, а наука – к VI –V вв. до н. э. Будда родился принцем племени шакьев, но в возрасте 29 лет сделался странствующим аскетом. Шесть лет он предавался размышлениям, и открыл «четыре благородные истины»: существует страдание; существует причина страдания; существует избавление от страдания; существует путь к избавлению от страдания. Анализ этих «истин» вскрывает философскую сущность буддизма.
     Фактически для Будды страдание не просто существует, а является онтологической основой бытия. Мир и есть страдание, как негативная эмоция живого существа, противоположная ананде; и нет ничего в мире, кроме страдания. Причину страдания буддизм видит в неукротимой и беспорядочной смене явлений, которое лишает наше бытие смысла и нравственной ценности, обрекая душу на вечное бесплодное блуждание. Сама человеческая душа – только изменчивый набор т. н. дхарм: это воспринимаемые чувствами качества и переживаемые душой состояния. Согласно буддистскому учению, они ежемоментно вспыхивают в нашем сознании, и тут же угасают без внутренней преемственности.
     Избавление от страданий должно выступать, с точки зрения Будды, как обретение чего-то постоянного и сущностного, что могло бы стать смысло-нравственной опорой души. Но в свете этой релятивистской философии, найти что-то постоянное в мире вещей невозможно; поэтому буддисты ищут его в пустоте чистого самосознания. Через медитацию оно погружается в самое себя, а тем самым освобождается от навязанного миром предметного содержания и от страстей, возбуждаемых в нас предметами. Так и достигается, якобы, нирвана при жизни.
     Таким образом, буддизм стоит на позициях субъективного идеализма и релятивизма. Не случайно на вопросы философского характера, – о начальности или безначальности мира, его конечности или бесконечности, о природе абсолюта и т. п., – сам Будда отмалчивался или отвечал, что эти вопросы не имеют смысла. 
Субъективный идеализм и релятивизм всегда сочетаются с иррационализмом и агностицизмом. В частности, Будде приписывают слова: «Предайте смерти анализирующий разум, пронзите его одним ударом и выбросите голодным псам». В чань-буддизме (китайский вариант буддизма, он же в Японии – дзен-буддизм) важнейшее место занимает концепция отсутствия мыслей (у-нянь). Дзэн называют убийцей ума, т. к. он культивирует поэтику абсурда. Эта установка имеет свое социальное назначение. Подавление интеллекта освобождает место для рутинных психических навыков и бессознательных реакций. Не случайно дзэн-буддизм тесно связан с восточными боевыми искусствами, где раздумывать нельзя, надо быстро реагировать по навыку, соображению, интуиции.
     Поначалу буддизм выступал как атеистическое учение, но путем обожествления Будды превратился в религиозный культ. Еще в древности в буддизме возникло до 18 различных направлений, а в философском отношении обособились четыре даршаны: вайбхашика, саутрантика, мадхьямика и йогачара. Мы их тут не будем рассматривать.
     Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий