Поиск по этому блогу

14 февр. 2012 г.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДО СОКРАТА. Ч. 1


         1. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. ИОНИЙСКАЯ ШУОЛА
В III–II тыс. до н. э. в средиземноморье существовала высокоразвитая цивилизация азиатского типа – т. н. Эгейская или Крито-Микенская культура. В XI в. до н. э. она погибла, в результате внутреннего кризиса, крупной природной катастрофы (взрыв вулкана Санторин) и нашествий варваров. Последующие три столетия в этом регионе известны как «темные века» бескультурья: исчезла даже письменность.
Зато в осевую эпоху на расчищенной от азиатских традиций почве утвердилась новая, античная форма собственности. Выше мы характеризовали такую форму как синтетическую, т. к. она сочетает индивидуальное, общественное и частное предпринимательское владение средствами производства. Соответствующая ей форма государственного устройства – т. н. полисы: города-государства с прилегающей земледельческой областью.
Свобода индивидов и относительная общественная гармония в полисе обеспечили мощное развитие культуры. В том числе, быстро развивалось обобщающее рациональное мышление: ведь оно полезно самостоятельному собственнику, как человеку действительно свободному, хозяину своей судьбы. Способствовали такому развитию также особенности менталитета и истории эллинов (древних греков). Им была присуща многосторонняя талантливость в сочетании со здравым смыслом. При этом у них никогда не было властного жречества и постоянной бюрократии, – тех классов, которые всегда заинтересованы в мистификации общественного сознания.
Все же эллинская мысль начинала свое развитие с тех же форм, что и восточная. В VII–VI вв. до н. э. в Древней Греции жили знаменитые семь мудрецов. Это были мыслители, прославленные своей житейской проницательностью и политическим умом, чем они напоминают китайских философов. Мудрецам приписывают краткие глубокомысленные сентенции – т. н. гномы. Клеобул сказал якобы «Лучшее – мера», Питтак – «Всему знай пору», Биант – «Большинство – зло» и т. д. В те же века в Греции распространилось религиозно-философское учение орфиков (от имени легендарного поэта Орфея). Подобно индийским учениям, оно признавало переселение душ и стремилось к окончательному освобождению души от тела.
Но античная мысль, в отличие от восточной, вскоре миновала период мистической и социально-утилитарной ориентации, и обратилась к вопросу, который стал для нее центральным. Это вопрос об устройстве мироздания и о природе вещей. Интерес к природе обусловлен самóй античной формой собственности. Ведь типичный эллин являлся собственником земли и орудий ее обработки. Таким образом, он находился в непосредственном контакте с природой, и был кровно заинтересован в ее познании.
Не случайно первые школы греческой философии были натурфилософскими (т.н. фисиологи). Раньше других возникла ионийская школа. Она основана в начале VI в. до н. э. в г. Милете мудрецом Фалесом. Ему приписывают изречение «Познай самого себя». Но Фалес также исследовал природные явления, занимался математикой, знал уже причину затмений и умел их предсказывать, прославился как гидротехник.
Ионийцы сосредоточились на поиске вещественной первоосновы сущего (т.н. архэ). Сам Фалес такой первоосновой считал воду, точнее – влагу. Это следует понимать не буквально, а как метафору, которая указывает на универсальные свойства первоосновы: ее всеобщую распространенность, бескачественность (отсутствие у воды вкуса, цвета и запаха), способность принимать разные состояния – твердое тело, жидкость, газ; а также – растворять многие соединения и питать живые существа.
По мнению Фалеса, весь мир одушевлен, «душа размешана во всей вселенной». Даже магнит обнаруживает душу при сближении с железом. Из-за этого воззрения Фалеса могут показаться дуалистическими. Но душу здесь тоже не следует понимать буквально. Скорее слово «душа» заменяет понятие законов, связующих явления. Такой иносказательный стиль выражения – свидетельство еще неполной обособленности философии от мифологии.
Ученик Фалеса Анаксимандр учил, что первоосновой сущего является апéйрон, буквально – беспредельное. Из него выделяются противоположности: холодное и теплое, влажное и сухое. Взаимодействие между ними образует вещи и миры. Многие философы от древности до наших дней обыгрывали глубокомысленную фразу Анаксимандра: «Вещи уничтожаются в те же элементы, из которых возникли, платя друг другу воздаяние за ущерб и несправедливость».
Анаксимен, ученик Анаксимандра, учил, что мир пронизан живым дыханием – пневмой (буквально «воздух»). Пневма однородна, недоступна чувствам и беспредельна, чем напоминает апейрон. Она якобы удерживает мир от распада, как душа удерживает живое тело от гниения. Можно сказать, что Анаксимен соединил теорию апейрона по Анаксимандру с учением Фалеса об одушевленности мироздания. Но он, видимо, считал также, что воздух – это первоматерия, при разрежении которой возникает огонь, а при сгущении – вода и камни.
К ионийской школе причисляют и отца диалектики Гераклита Эфесского. Он признавал четыре традиционные первостихии – огонь, земля, вода и воздух, но на первое место среди них ставил огонь (выражающий единство субстанции и движения). «Этот мир, единый из всего, не создан, – писал Гераклит, – никем из богов и никем из людей, но есть, был и будет вечным огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим».
Гераклит первый сформулировал проблему отношения единого и многого, и дал ее диалектическое решение. Он признавал реальными как единство вещей, так и их множественность. Бытие на всех его уровнях предстает у Гераклита как единство и борьба противоположностей. «Следует знать, – писал он, – что война всеобща и что правда – борьба, и все происходит через борьбу и по необходимости».
Гераклит же ввел в науку термин Логос, который использовался вплоть до появления (в XVII в.) современного понятия законов природы. Логос означает также «слово» или «понятие»; таким образом, идея объективной закономерности сразу получила у Гераклита рационалистическую окраску. Но идея Логоса только указывает на существование в мире рациональной закономерности, не претендуя на ее конкретизацию. Для развитой науки это понятие недостаточно.
В текущих общественных делах Гераклит не участвовал. Но он размышлял об устройстве общества и призывал к основательной переделке человека, начиная с мышления и языка. Гераклит говорил, что современные ему люди, как ослы, предпочитают солому золоту, и что «людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания». На перспективы такого человечества он взирал крайне пессимистично, за что получил прозвание «плачущий философ».
Пророчества Гераклита фактически осуществились в гибели античной цивилизации. То же происходило и будет происходить с другими цивилизациями, пока в их бытии природное начало преобладает над разумом: ведь все природно обусловленное обречено на гибель.
Завершение следует.

1 комментарий:

  1. Доработанная окончательная версия «Решения парадоксов»
    ВЕТВЬ /противоречивых суждений/ развёртывается при не фиксировании момента смыслового изменения ВЕДОМОГО /понятия в рассматриваемом вопросе/ полагающегося при переходе из МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО (МксВ-ого) к МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМУ (МнмВ-ому) УРОВНЮ ЗАВИСИМОСТИ (УЗ-и) от смысла ВЕДУЩЕГО понятия полагающегося на переднем плане для рассмотрения - Вдщ1 - и, соответственно, из МнмВ-ого к МксВ-ому УЗ-и от смысла ВЕДУЩЕГО понятия оставшегося за кадром или же перешедшего на задний план – Вдщ2 /антонима Вдщ1/.


    Смысл ВЕДОМОГО:
    «Критянин» перешедшего из МксВ-ого УЗ-и от смысла Вдщ1 «лжецы» к
    МксВ-ому УЗ-и от смысла Вдщ2 «не лжецы» стал антонимом прежнему;
    «Я» … «ложь» к … «правда» …;


    Есть также ВЕТВЬ мнимая, развёртывание которой не связана с «не фиксированием момента …», ибо смыслового изменения полагающего развёртывание ВЕТВИ здесь нет.

    Смысл ВЕДОМОГО:
    «Ахиллес» не перешедшего из МксВ-ого УЗ-и от смысла Вдщ1 «путь
    пройденный черепахой» к МксВ-ому УЗ-и от смысла Вдщ2 «пути не
    пройденной черепахой» не допускает обгона;
    «Стрела» … «движущаяся» … «покоящаяся»
    преподносится как смысл перешедшего к антониму;
    «Мнение Платона о ложности последующего мнения Сократа» …
    «ПОДТВЕРЖДЕНИЯ /Сократом этого мнения Платона/» … «не
    ПОДТВЕРЖДЕНИЯ» ...;
    «Времени затраченного» … «преодоления полпути» … «преодоление всего пути»
    не допускает достижения конца намеченного пути;
    «Буриданов осёл» … «НЕУМЕНИЕ /делать выбор между двумя одинаковыми
    стогами сена/» … «УМЕНИЕ» обречёт животное на смерть от голода;
    «Сюрпризная дата казни» … «определения надсмотрщика» … «оптимистического
    размышления приговорённого» не отменяет его казни в следующей
    неделе;
    «Брадобрей» … «бреющих себя» … «не бреющих себя» не допускает небритого
    вида для брадобрея.



    «Куча», «Лысый», «Корабль Тесея», «Яйцо или курица» не полагают развёртываний в отношение к себе даже мнимых ВЕТВЕЙ.

    ОтветитьУдалить