Поиск по этому блогу

23 февр. 2012 г.

РАСЦВЕТ АНТИЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. Ч. 2


3. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

Другое (после Демокрита) мировоззренчески целостное философское учение создал знаменитый Платон Афинский (427–347 до н. э.) В молодости он занимался спортивной борьбой, писал стихи и драмы. Философии учился сначала у релятивиста Кратила, что не прошло без следа для его воззрений. Но, встретив в 20-летнем возрасте Сократа, Платон сделался его учеником и оставил все другие занятия.
Субъективно Платон стремился не строить оригинальную теорию, а синтезировать известные точки зрения, причем наибольшее почтение оказывал пифагорейству. Но в историю мысли он вошел, прежде всего, в качестве первого сознательного идеалиста в европейской философии. Как Демокрит (и в отличие от элеатов), Платон признавал множественность сущностей. Но он отвергал атомарную теорию Демокрита, т. к. она, по мнению Платона, не объясняет природы понятий.
У самого Платона неделимыми элементами бытия выступают т. н. эйдосы, греч. – видовые понятия. В отличие от идей, т. е. родовых понятий, это не совсем абстрактные мысли. Эйдосы – скорее обобщенные образы или схемы, своего рода идеальные скульптуры, невещественные пластические образцы или модели вещей определенного вида. Выражаясь современным языком, эйдосы – как бы программы для объемного принтера, тогда как идеи – термины теории программирования. В эйдетическом, наполовину художественном облике мира по Платону сказывается еще не преодоленное тогда влияние мифологической формы сознания.
«По причастности» к эйдосам и создаются, якобы, земные вещи соответствующего вида; в этом заключается основная идея философии Платона. Материалом для такого творения служит бесформенная и пассивная первоматерия, равная чистому небытию. Но из-за своей косности она плохо воспринимает и удерживает отпечаток эйдоса. Поэтому по степени совершенства реальные вещи относятся к эйдосам примерно так же, как тени вещей относятся к самим вещам. Платон поясняет эту мысль знаменитым мифом об узниках, которые прикованы в пещере спиной к свету, и могут видеть только тени на стене от предметов и других людей.
Эйдосы у Платона, как Бытие у Парменида, лишены признаков становления: они не рождаются, не умирают, не переходят в иное состояние. Зато земной мир чувственно воспринимаемых предметов – якобы мир вечного становления, без сколько-нибудь устойчивого бытия. В нем, по словам Платона, «все течет как дырявая скудель», «все вещи охвачены течением и насморком», «как если бы универсум был движением и больше ничем». С этим воззрением связано уже упоминавшееся в данном блоге извращение диалектики Платоном. Напомним: именно он приписал Гераклиту релятивистские утверждения «все течет, все меняется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».
В то же время, именно Платон провозгласил диалектику основой научного метода. Правда, он видел в ней только обобщение опыта сократического диалога, форму движения горней мысли к ее воплощению, и обратного восхождения нашей мысли к идеям. В ряде случаев Платон демонстрирует высокое мастерство применения такого метода. В частности, в диалоге «Парменид» он подходит к выводу, что бытие и небытие в пространстве и времени есть продукт деления Единого, которое существует до пространства и времени. Это заключение можно считать и предвосхищением идей современной космологии, и предварительной формулировкой принципа единства и борьбы противоположностей. Но в целом Платон еще далек от выявления принципов и законов диалектики.
Поскольку эйдосы радикально противостоят вещам, Платону пришлось объяснять, каким образом они действуют на материю. Для этого он, во-первых, выстраивает иерархию эйдосов по степени их удаленности от вещей. Наверху находится эйдос блага, к нему приближены понятия-универсалии, такие как красота, справедливость, истина. По существу, это уже не эйдосы, а идеи, т. е. родовые понятия, далекие от земной персти. Внизу – частные понятия-эйдосы, близкие к материальному миру, напр. конь, белое, человек; они-то и выступают формами для «отливки» или "штампования" вещей.
Однако идеальное даже в виде эйдоса не может напрямую причинно воздействовать на материю. А функцию слова, как связки идеального и материального, Платон еще не сознавал, видимо – в силу исторически обусловленной тяги к мифологически-образной форме мышления. Поэтому ответственными за процесс воплощения эйдосов он "назначил" вымышленные промежуточные, якобы материально-идеальные сущности: Мировую Душу и специального бога-творца, т. н. Демиурга (греч. ремесленник, создатель). Но не решил вопрос, как связаны идеальное и материальное внутри этих сущностей.
Познание Платон трактовал как припоминание душой той истины, которую она непосредственно созерцала, когда находилась в сфере эйдосов. Там же душа приобщается, якобы, к чисто духовной (т. н. платонической) любви. В своем земном пути человек влечется, согласно Платону, как бы упряжкой из двух коней. Это две неразумные стороны души: страстная (вожделеющая) и волевая (гневная). Разум правит ими, но не всегда может удержать колесницу от падений. Правда, в случае неудачи нам может быть предоставлена другая попытка: Платон еще верил в переселение душ.
Платон заложил основы учения о политических формах общества. Его можно считать также основателем классовой теории, причем он полагал, в отличие напр. от К. Маркса, что богатые и бедные сознательно и постоянно злоумышляют друг против друга. Искусство Платон сводил к подражанию природе и считал социально опасным, но призывал ставить его на службу религии и государству.
Платон был также первым социалистом-утопистом. Смущенный назревающим кризисом полиса, он находит свой идеал в рутинных структурах азиатского общества. Именно по их типу устроена легендарная Атлантида, о которой якобы поведали Платону египетские жрецы. Это общество разделено на три касты – философов-правителей, стражей и тружеников. В нем нет производительной частной собственности и права выбора занятий, и даже браки фактически заключаются по воле правителей. Надеясь осуществить свой идеал, Платон трижды обращался к сиракузским тиранам, но потерпел неудачу. В последний раз его даже продали в рабство, откуда Платона выкупил один из почитателей.

4. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.) родился в семье наследственного придворного врача македонской царской династии. Еще в ранней юности он освоил врачебное искусство. В возрасте 17 лет Аристотель приехал из отдаленного Стагира в Афины и около 20 лет, до смерти Платона, провел в Академии, как студент и как преподаватель. А со временем создал в Афинах свою школу – Ликей.
Уже в Академии Аристотель открыто критиковал воззрения своего учителя и «начальника» Платона. Он считал, что учение об эйдосах ничего не добавляет к нашим знаниям о вещах, и к тому же внутренне противоречиво. В частности, если реальный предмет и его эйдос имеют (как у Платона) нечто общее, то этой общности должен соответствовать другой эйдос, и т.д. до бесконечности, что нелепо (т. н. проблема третьего человека). Аристотель считал также, что Платону не удалось объяснить взаимодействие эйдосов с реальностью (см. выше).
В учении Стагирита материя – уже не просто небытие, как у Платона. Это возможное бытие всех вещей, чистая потенциальность, лишенная реальности. На другом полюсе ему противостоит чистая актуальность, т. е. полное воплощение всех возможностей, она же – чистая форма, лишенная потенций. Данный полюс Аристотель обозначает как Перводвигатель или, вслед за Анаксагором, как Нус, т. е. Ум. Фактически это единое и всеобщее духовное божество. Частицы этого Ума, по мнению (Анаксагора и) Аристотеля, составляют разумную часть человеческой души.
Переход от небытия к бытию Аристотель трактовал как «лестницу» постепенной реализации возможностей и все более полного оформления материи; в этом состоит основная идея его философии. Перводвигатель направляет данный процесс, воздействуя на материю и на вещи путем «любовного влечения», т. е. – через стремление самой вещи к более совершенному бытию, как к ее же собственному идеалу. Данная мысль лежит в основе телеологии Аристотеля (от греч. telos – цель, целое), в смысле учения о сверхъестественной целевой регуляции развития. Вместе с тем, Аристотель полагал, что природа «содержит источник движения в самой себе», а в потенциях материи он признавал художественно-творческое начало.
У Платона виды первичны по отношению к индивидам; у Аристотеля, наоборот, первичны индивиды. Идею вещи он помещал внутри самой вещи, а бытие вещей в окружающем нас мире считал их единственным подлинным бытием. Познание Аристотель трактовал, фактически, как отражение объективной действительности, хотя в качестве идеалиста он на это «не имел права». Платон думал, что достоверное знание можно получить только о неизменном бытии (каковы напр. эйдосы и числа). По Аристотелю, для изменчивых вещей тоже может быть создана достоверная наука. Таковой он считал физику, которую называл второй философией. Ей Аристотель отдавал первое место среди (частных) наук, тогда как Платон ставил на это место математику.
Тоже вопреки Платону, главным средством научного познания Аристотель считал не диалектику, а аналитику. Таково авторское название формальной логики, созданной именно Аристотелем. Потребность в ней была обусловлена быстрым развитием в то время частных наук, в чем сам Аристотель принимал живейшее участие. Совокупность трудов Аристотеля по аналитике и диалектике категорий получила название Органон. В этих трудах уже представлены все основные методы теоретического научного познания.
Перводвигатель выступает у Аристотеля как некий абсолют, стоящий в начале и в конце эволюции мира; поэтому его философская концепция, при всей ее гибкости, остается в принципе метафизической. Не случайно само понятие метафизики происходит от названия (данного комментатором) главного философского труда Аристотеля. О диалектике Гераклита Аристотель порой высказывался неприязненно, и не всегда верно ее трактовал. В то же время, система Аристотеля по своему строению более диалектична, чем системы Демокрита или Платона.
Аристотель был также величайшим энциклопедистом древности, что отразилось в его материалистическом учении об истине. Он внес существенный вклад во многие области естествознания, особенно – в теоретическую географию и в биологию. Велик также вклад его в гуманитарные и социальные науки. «Поэтика» Аристотеля – одна из первых фундаментальных работ в сфере эстетики и искусствоведения. Его книги «О душе» и «Политика» доныне остаются классическими трудами в области психологии и политологии.
В «Политике» Аристотель выступает, в противоположность Платону, как сторонник частной собственности на средства производства, и отвергает платоновскую утопию идеального государства. Он указывает, что государство призвано учитывать интересы многих разных людей. Поэтому стремление сделать государство слишком целостным, превратив в подобие единой семьи (как у Конфуция и Платона), по существу уничтожает государство. Тем самым Аристотель фактически дал уже критику тоталитарного общественного устройства.
Аристотель также уделял большое внимание этике: известны три его крупные работы по этому предмету. В основу этического учения он кладет принцип меры, трактуя его как выбор середины между крайностями. Счастье, по мнению Аристотеля, есть «блаженная деятельность», т. е. – разумная самореализация своих способностей и призвания, благодаря которой возможное в человеке становится действительным. Это одна из глубочайших и благороднейших трактовок счастья в истории морали.
Аристотель был воспитателем Александра Македонского в течение трех последних лет его юности, и Александр отзывался о нем как о своем духовном отце. Однако связь с Македонией дорого обошлась Аристотелю. После смерти Александра он был обвинен в неуважении к богам – стандартное тогда обвинение в отношении неугодных философов. Аристотель предпочел до суда покинуть Афины, и вскоре умер, видимо – приняв яд в обстановке политической травли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий