Поиск по этому блогу

20 февр. 2012 г.

РАСЦВЕТ АНТИЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. Ч. 1


1. ЖИЗНЬ И ВЗГЛЯДЫ СОКРАТА АФИНСКОГО
Сократ (470 –399 г. до н. э.) всю жизнь прожил в Афинах. Он ничего не писал, его воззрения дошли до нас в сообщениях его учеников и современников, главным образом – Платона и Ксенофонта. Сократ учился у Анаксагора и у Архелая, прозванного Физиком, однако исследованиями природы не занимался. Главной целью философии он считал рассмотрение того, «что хорошего и плохого произошло в твоем собственном доме» (цитата из Гомера). Таким образом, Сократ унаследовал от софистов интерес к человеку; унаследовал также их требование рационального обоснования любых мнений. Но он отверг релятивизм, субъективизм и нравственный нигилизм софистов. Такая сложная позиция трудно воспринималась современниками. Софисты видели в Сократе «восстановителя устоев», а защитники традиции часто не отличали его от софистов.
Странен был для обывателей и образ жизни Сократа. Скульптор или каменотес по профессии, имея жену и троих сыновей, Сократ забросил свое ремесло и домашнее хозяйство. Он целыми днями ходил по людным местам Афин, и заводил философские беседы с обычными и знатными людьми. Сократ имел много учеников, но денег с них не брал и жил в бедности. Он говорил, что вести такую жизнь требует от него некий бог, греч. даймонион. Этот бог проявлялся как настоятельный внутренний голос, к которому Сократ прислушивался во всех делах.
В каждой области науки встречаются ученые, более одаренные в постановке задач, чем в их решении. Сократ – философ именно «вопрошающего» типа, с его именем нельзя связать конкретные научные результаты или определенную философскую теорию. Мать его Фенарета была акушеркой, и Сократ называл свою деятельность майевтикой, т. е. (греч.) повивальным искусством, но применительно не к телу, а к душе. Он говорил: «даймонион вынуждает меня к повивальному делу, запрещая мне рожать самому... из меня не родилось ни одного мудрого открытия, которое было бы детищем моей души».
Сократ говорил также: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Можно сказать, что в данной фразе выражается основная идея его философии. Главный смысл этого многозначного высказывания заключен в том, что Сократ стремился к знанию нового типа, каковым тогда не обладал никто, включая самого Сократа. Это – объективное и логически доказательное понятийное знание о сущности вещей, т.е. зрелое (по форме) научное знание.
Почти вся деятельность Сократа состояла из диалогов, в которых он применял знаменитую сократическую иронию. Обычно Сократ обращался с просьбой о разъяснениях к человеку, который гордился своими умениями в некоторой области. Но с помощью искусно поставленных вопросов он приводил собеседника в замешательство, и доказывал, что тот не может рационально объяснить своего рецептурного знания. Получалось, что оппонент Сократа не знает даже того, что он ничего не знает; в этом смысле Сократ все же оказывался мудрее.
Но Сократ не ограничивался иронией, а совместно с оппонентом начинал поиск истины, стремясь найти верные определения понятий и построить на них логические выводы и доказательства. Лукавую эристику софистов Сократ заменил диалектикой, которую он понимал как искусство отыскивать истину в споре, – а не просто побеждать оппонента. Именно Сократ ввел в науку сам термин «диалектика», значения которого постепенно развились до их современного набора.
Вместе с тем и благодаря этому, Сократ первый поставил задачу систематического рационального обоснования знаний любого вида и уровня, соединил ее со стремлением к объективной истине и подчеркнул необходимость свободной дискуссии при установлении такой истины. А это и есть три столпа подлинной науки. Поэтому именно Сократ, сам не сделавший в науке ничего «позитивного», по праву считается основателем науки современного типа, – не рецептурной, а логически доказательной.
Уже в старости Сократ был привлечен к суду по обвинению в пропаганде чуждых богов, в пустом усердии по испытанию природы и в софистическом обмане. Фактических доказательств по второму и третьему пунктам не могло быть; по первому пункту доказательства тоже были слабые. Но надо признать, что философ в ту пору уже не мог оставаться верным народному язычеству.
На процессе Сократ повел себя гордо, и отчасти поэтому был осужден на смерть афинским судом присяжных, самым демократичным в мировой истории. У Сократа была возможность бежать из тюрьмы, но он отверг ее из уважения к афинским законам. Около 30 дней он ожидал казни, которая по традиции была отсрочена до возвращения из Дельф священного посольства. А потом в присутствии друзей, ведя философскую беседу, Сократ спокойно выпил чашу с ядовитым соком цикуты.
К авторитету Сократа обращались многие античные мыслители, а его поведение надолго стало образцом философского образа жизни. Его учениками созданы несколько т. н. сократических школ, напр. Киренская, Мегарская, Элидо-эритрейская. К ним относятся также платоновская Академия и школа киников, которые мы рассмотрим в дальнейшем.
Хотя сам Сократ был односторонне гуманитарный философ, именно он создал предпосылки для появления целостных систем философского мировоззрения. И такие системы не заставили себя долго ждать: первую из них создал уже младший современник Сократа, Демокрит из Абдер. А вместе с появлением таких систем, впервые оформились материализм и идеализм, как сознательные решения вопроса об отношении духа и природы.

2. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Предшественником и учителем Демокрита считается Левкипп, о котором мало что известно. Он якобы знал учение Зенона Элейского, но отверг зеноновские хрононы – атомы времени. Вместо этого Левкипп разделил сами вещи на многочисленные мельчайшие атомы – своего рода осколки парменидовского Бытия. Видимо, Левкипп первым признал, вопреки элеатам, небытие в виде пустоты, в которой носятся эти атомы.
Но полностью развил данную концепцию только Демокрит. Он родился ок. 460 до н. э. и прожил, по преданию, 102 года. Демокрит первый стал писать не просто о природе или космосе, а о диакосмосе – связно-раздельном мире, состоящем из двух противоположных начал: атомов и пустоты. Только эти начала, считал Демокрит, существуют по истине (epistema), все остальное существует лишь по мнению (doxa). В этом заключается основная идея его философии.
Согласно Демокриту, атомы бескачественны, и различаются только размерами, формой, сочетанием и положением в пространстве. Они притягиваются друг к другу посредством их противоположности (ср. отношения противоположных зарядов, или полюсов магнита), и снабжены чем-то вроде крючков для взаимного сцепления. Завихряясь в великой пустоте, атомы образуют разные тела, подобно тому как из тех же букв алфавита образуются разные слова (кот – ток и т.п.). Из этих тел создаются бесчисленные миры, «каждый со своими небесами». Между ними есть межмировые пространства – «пустота между космосами» (сейчас бы сказали – между галактиками или их местными группами).
Демокрит называл атомы идеями, т. к. из-за малых размеров они постигаются не чувствами, а лишь умом, как сами родовые понятия. Тем не менее, Демокрит – последовательный материалист метафизического толка. Душа, по его учению, тоже состоит из атомов, большей частью сферических и легко подвижных, подобных атомам огня. Боги – сцепления «огненных» атомов, более долговечные, чем люди, но не бессмертные. Как все метафизики, Демокрит не видел принципиального различия между мыслями и чувствами.
Его теория познания – разновидность также метафизической теории пассивного отражения. По мнению Демокрита, мы видим предметы благодаря действию на нас тончайших оболочек, постоянно излучаемых предметом и сохраняющих его форму. Такие оболочки он называл эйдолы, в другом чтении – идолы. Именно Демокрит ввел в науку важное требование причинного объяснения явлений. Но его он тоже метафизически абсолютизировал, т. к. считал, что в мире нет места случайности без конкретных причин. То есть – стоял на позиции одностороннего (т.н. лапласовского) детерминизма.
Решающую роль в общественной жизни Демокрит придавал также материальным факторам – хозяйственной деятельности и разделению труда. Практическую нужду он называл матерью всех изобретений. Целью нравственного развития Демокрит считал достижение эвтюмии, т. е. – безмятежного состояния духа, а в качестве средства проповедовал абсолютное бесстрашие. За неунывающий нрав и насмешки над суевериями его прозвали смеющимся философом.
Свои рационалистические убеждения он подтверждал многими незаурядными поступками. Если Сократ жил и умер как истинный философ, то Демокрит – как истинный ученый.
Завершение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий