Поиск по этому блогу

2 апр. 2013 г.

ИСТОРИЯ ЗНАНИЯ. 3: СРЕДНИЕ ВЕКА



За исключением эпохи Возрождения, рассматриваемый период небогат достижениями в развитии знаний; зато он весьма интересен в идейном плане. Поэтому его рассмотрение, даже очень краткое, занимает немало места и имеет сложную структуру.

В средневековом обществе нет условий для развития рациональной мысли. Гуманитарное познание в нем практически целиком поглощено религией. Познание природы преследовалось церковью, но продолжало подспудно существовать в специфической форме оккультизма. Последний, в противоположность античной науке, опирается не на познание конкретных причин, а на догадки о непосредственной (нелокальной) связи явлений. Главным орудием познания здесь выступает не рассудок, а интуиция. Иногда метод оккультного познания обозначают как аналогизм, т.к. тут широко используется аналогия микро- и макрокосма.

В Средние века даже медицина и философия втягивались в орбиту оккультизма. Вместе с тем, вся познавательная деятельность окрашивалась в цвет колдовства или гадания. Можно сказать, что магия и мантика – лидирующие дисциплины оккультного знания. Для него характерно увлечение произвольными гипотетико-дедуктивными конструкциями, особенно в астрологии. При этом философия и математика, бывшие лидеры античной науки, продолжают играть важную роль и в оккультном познании. 

Оккультизм во многом противостоял церковной идеологии. Он исповедовал сотворение мира путем эманации, что противоречит христианской концепции творения по слову божьему. При этом оккультизм оспаривал монополию церкви на чудеса, обещая сотворить искусственное чудо, напр. – превратить дешевые металлы в благородные, создать  панацею и т. д. Вообще, оккультизм стремится обойти все законы как таковые, и природные, и социальные, и порой может  выступать как угроза общественным устоям.

Вместе с тем, он разделяет с церковью мистическую настроенность сознания. Роднит их также антропоцентризм, т. е. вера в центральное положение человека в материальном мире. В оккультизме она выступает преимущественно в форме антропоморфизма, т. е. – идеи подобия мира и человека (микро- и макрокосма). Впрочем, антропоморфизм не чужд и христианскому сознанию, которое считает человека созданным по божьему образу и подобию.

Ненадежность оккультного знания открывает широкий простор для всяческого шарлатанства. Тем не менее, это знание нельзя считать полностью несостоятельным или сводить к шарлатанству. С точки зрения диалектики, непричинные связи действительно существуют, отражая изначальное и неуничтожимое родство явлений общего происхождения. Такие связи трудны для аналитического познания, именно потому, что они транслируют моменты несепарабельности, т.е. неаналитичности мироздания. Но при удаче эти связи могут быть угаданы, и само глубинное единство мироздания, распространяясь на психику человека, создает предпосылки для их угадывания.

В то же время, без исследования конкретных причинных связей не может быть настоящей науки. Поэтому, напр., в рациональной диалектике утверждается принцип конкретности истины. Но оккультное знание лишено этой конкретности, т. к. пренебрегает исследованием определённых причин, факторов детерминации явлений. Поэтому даже удачные оккультные предсказания страдают существенной неопределенностью, а их эффективность сильно зависит от интерпретации. Возможно, этот недостаток будет преодолен в той холистической научной парадигме, которая вроде бы формируется в последние полвека. Но данный процесс находится еще в начале, и его перспективы пока неясны.

Объяснение явлений в оккультизме обычно имеет заведомо фантастический характер. Например, предрасположения в судьбе человека, зависящие от даты рождения, можно рационально объяснить естественными биоритмами земной природы или Солнечной системы. Но астрологи предпочитают «объяснять» их придуманным влиянием звезд и планет. Это также несовместимо с научными нормами. К тому же, с древности известно: аналогия – не аргумент.

В результате, средневековое знание не поднимается до постижения сущности явлений и до открытия законов природы. Оно может быть отчасти эффективным в сфере предсказаний и ретросказаний, построенных на угаданной или эмпирически отслеженной зависимости явлений. Причем удачность таких угадываний сильно зависит от индивидуальной одаренности познающего лица, тогда как наука основывается на общедоступных методах познания.

В сфере хозяйственной практики оккультное знание, по описанным причинам, полностью несостоятельно. Причем оно не просто разделяет данный недостаток с античным и древневосточным знанием, но резко его усиливает за счет неопределенности предсказаний и фантастичности объяснений. Поэтому, несмотря на эмпирическую и даже в некотором (житейском) смысле практическую ориентацию оккультного знания, переход общества от аграрного к промышленному (активно преобразовательному) типу хозяйства сопровождается резким отвержением оккультизма..

Напомним, что мы трактовали знание о природе в первобытном обществе как донаучное, в древневосточном обществе – как преднаучное, в античном обществе – как достигающее научного уровня только в лучших образцах. Продолжая этот ряд, оценим оккультное знание как в основе его ненаучное. А общую характеристику средневекового знания представим в следующем виде:

1. Предпосылка формирования – религиозная контрреволюция в общественном сознании (II–III вв.); 

2. Тип осваиваемых явлений – тайные непричинные соответствия микро- и макрокосма; 

3. Лидеры познания – магия и мантика. При этом в значительной степени сохраняется авторитет философии и математики.

4. Преобладающий тип мышления – интуитивно-мистический, с фантастическим объяснением опытных наблюдений;

5. Характерные мировоззренческие идеи – антропоцентризм и вера в способность избранных людей обойти общие законы бытия с помощью эзотерических знаний.



Начало рассматриваемой эпохи выступает в культурном отношении как непосредственный результат религиозной контрреволюции. Исчезла общественная школа, церковь «обрезала» знание и монополизировала его остатки. Кажется невероятным, но доктрина о плоской Земле, очевидно нелепая для образованного человека античности, приобрела официальный статус на ряд столетий, и якобы подтверждалась исследователями. Единственное заметное достижение данного периода в естествознании – создание в механике т. н. теории импетуса; однако в развитии науки она выступала только как промежуточное звено. Техника и агротехника также прогрессировали вяло.

На фоне кризиса европейской культуры, с VII в. происходил подъем арабского Востока. Большой вклад в естествознание внесли арабские химики. Но воздействие арабской экспансии было противоречивым, ввиду сугубой консервативности ислама. В 640 г. арабы, захватив Александрию, довершили разграбление Библиофики, т. к. все книги помимо Корана казались им лишними их лидеру. Наибольшего расцвета исламская наука достигла к концу Х в., но в XI–XIII вв. политические позиции ислама резко ослабли. А в XIII–XIV вв. мусульманскому богословию удалось подчинить себе философию и духовно подавить науку, используя учение мутакалимов о познании как суете сует.

Между тем, с VIII в. оживилась культурная жизнь Западной Европы. В его 2-й половине началось т. н. Каролингское Возрождение. В государствах Карла I и его наследников была восстановлена общественная школа, сначала только для подготовки священников. В IX в. появился первый в Европе великий философ новой генерации – Иоанн Скот Эриугена. Он утверждал, что разум первичен по отношению к авторитету, и считал разум высшим критерием даже для трактовки священного писания.

В 1054 г. окончательно оформилась т. н. схизма (греч. раскол) – разделение церкви на православную и католическую. Тем самым состоялось, фактически, второе разделение человечества на консервативный Восток и динамичный Запад, теперь уже внутри христианского мира. Западная католическая церковь пошла по пути идейного обновления и допускала значительную свободу мысли; восточная православная церковь, наоборот, ужесточила защиту старых позиций. В 1082 г. она подвергла анафеме учение последнего великого византийского философа – Иоанна Итала. С этого момента и вплоть до вестернизации XVIII–XIX вв. во всем православном ареале не появилось ни одного значительного философского или научного имени. 
Между тем,  в католической области началось ускоренное развитие знаний. В том же XI в. на Западе формируется т. н. схоластика, буквально – школьная философия. Она стала первой в христианском мире системой регулярных философских занятий, и подготовила почву для прогресса конкретных наук. Со 2-й половины XII в. появляются первые университеты, с XIII в. в них возникают первые естественнонаучные школы, с XIV в. бурно прогрессирует техника. В частности, в XIII или в XIV в. на основе механизма мельницы были изобретены башенные часы.

В те же столетия стремление к познанию природы стало широким общественным явлением. А поскольку оно воплощалось главным образом в форме оккультизма, Европу захлестнула волна чародейства и мантики. Для борьбы с оккультизмом и ересями католическая церковь учредила Инквизицию. За период своего существования (1223–1835) она только сожгла на кострах 9–10 млн. человек, и среди них – немало выдающихся ученых, но подавить развитие знаний не удалось. Это урок из прошлого для современных антисциентистов.



В XIV–XV вв. в Италии, позднее – в других странах Европы, наступает эпоха Возрождения. В экономическом отношении она определяется как период развития капитала в его первой исторической форме, а именно – торгово-денежного капитала. Однако название этой эпохи указывает на возвращение к античным образцам духовной культуры. Среди ученых нет единого мнения о том, почему так происходит, и сами потребности развития капитала, в т. ч. – в сфере познания, этого еще не объясняют.

На наш взгляд, главную роль в повороте общества к античным ценностям сыграло сходство экономического строя античного полиса и, с другой стороны – строя средневековой коммуны, на почве которой развивалась культура в эпоху Возрождения. Как и в классическом полисе, в коммуне большинство граждан – экономически самостоятельные субъекты. Сама коммуна выступала, подобно античному полису, как город-государство, и могла вести хозяйственную деятельность для обеспечения общих интересов. Как и в древности, такая экономическая форма породила всесторонний подъем общества.

Возрождение исповедует идеал гуманизма, т. е. уважения к человеку и признания за ним права на счастье и справедливость при жизни, а не только за гробом, как сулит традиционное христианство. А такие устремления предполагают свободное развитие знаний и способствуют их прогрессу. Конкретная история их развития в данный период (от Леонардо да Винчи до Коперника, Бруно и Галилея) широко известна, здесь мы ее не рассматриваем; в целом она характеризуется как начало восстановления рациональных наук.

Но и оккультизм еще не сдавал своих позиций. С XV в. оживился интерес к каббале, в XVI в. предсказывал будущее Мишель Нострадамус. В том же столетии образ ученого-мага стал особенно популярен и воплотился в легенде о докторе Фаусте. Развивалась также обобщающая оккультная мысль. В 1533 г.  Агриппа Неттесхеймский издал книгу «О сокровенной философии», где систематизировал накопленные оккультные знания с новой точки зрения. А именно, Агриппа исходил из понимания человека как «узла Вселенной» и распространял на все отношения в природе антропоморфные понятия симпатии и антипатии.

Стимулируя прогресс науки и техники, коммуна сама подготовила и ускорила свой конец. Уже к середине XVI в. мануфактурная организация производства охватила почти все области бывшего ремесленного хозяйства. Независимые индивидуальные ремесленники, составлявшие экономическую основу коммуны, не выдерживали конкуренции с мануфактурами и быстро разорялись. В таких условиях гуманизм стал неуместен, и господство над общественным сознанием вновь перешло к церкви. При этом в христианстве возник протестантизм – форма религии, более приспособленная к потребностям буржуазного общества. В 3-м десятилетии XVI в. начался период наступления протестантизма на католицизм; его принято называть эпохой Реформации.

Протестантизм резко враждебен философскому свободомыслию эпохи Возрождения, основатель данной религии М. Лютер называл разум «первой потаскухой дьявола». Он и другие лидеры этого течения прямо объявляли гуманизм ересью. Тем не менее, протестантизм терпимо относился к опытному естествознанию, пока оно ограничивалось утилитарными задачами, не претендуя на решение мировоззренческих проблем. Эти подходы во многом сформировали духовный облик современного Запада.

Католицизм не остался пассивен и ответил Контрреформацией. К ее актам можно причислить и возникновение утопического коммунизма. Но в нем коммунистический принцип организации был фактически подменен принципом социализма. Подробнее мы освещали эти процессы в посте «Вероятная историческая перспектива» (http://phlsphy.blogspot.ru/2012/11/blog-post_12.html). Здесь только отметим, что спутанность понятий «социализм» и «коммунизм» сохраняется и в наше время. Это означает, в частности, что в социально-гуманитарной сфере знания рационалистическая революция еще не завершена.

Да и в сфере естествознания эпоха Возрождения только заложила основу восстановления рациональных наук. Вполне это восстановление развернулось в следующий период истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий