Эта публикация в блоге продолжает предыдущую. Обоснуется
идейное родство синергетики, как ведущей дисциплины современного этапа в
развитии науки, с рациональной диалектикой, восходящей к учениям Гегеля и
Энгельса. Не в начале XX в. (как
полагал Ленин), а только сейчас, в облике синергетики, «физика рождает
диалектику», пройдя перед этим фазу релятивистского "грехопадения". Подобные
мысли высказывали и другие авторы, напр. И.С. Добронравова
и Г.И. Рузавин.
Центральным положением диалектики является признание
самодвижения реальности. В синергетике оно же признано как присущность всей
материи фундаментального свойства самоорганизации. «Материя – более не
пассивная субстанция… ей также свойственна спонтанная активность», – писали
Пригожин и Стенгерс. Параграф 9 в последней, 9-й главе их программной книги «От
хаоса к порядку» называется «Активная материя». А в предисловии к русскому
изданию этой книги авторы признают близость им идей диалектического
материализма об историческом развитии природы.
Синергетика, как и диалектика, признаёт единство и
борьбу противоположностей, утверждение и смену ведущих начал в развитии
предмета. В синергетике эти начала именуются параметрами порядка. В диалектике
подобные перемены описываются как смена тезиса антитезисом, что в случае
прогрессивного развития «вписывается» в действие закона отрицания отрицания. Согласно
обоим учениям, такая смена происходит скачкообразно. Тут явно действует еще
один из основных законов диалектики – закон взаимного перехода количественных и
качественных различий.
Оба указанных направления в науке подчеркивают
необратимость всех реальных процессов. Для диалектики это теорема, вытекающая
из принципа развития. Синергетика делает подобные заключения, в частности, из
признания, что всякая реальная система развивается на странном аттракторе. Это
означает, что система «обречена» на внешне хаотическое блуждание в определенной
области фазового пространства. Даже в точке останова такие блуждания
сохраняются в форме флуктуаций. А их математическая обработка показывает, что
ветви странного аттрактора никогда не повторяются и не пересекаются, хотя
зачастую проходят по максимально близким к прежнему путям. Эта ситуация, а
нередко – и графические изображения странных аттракторов, напоминают образ т. н.
диалектической спирали, приближенно выражающий действие закона отрицания отрицания.
Князева и Курдюмов вводили (1992) понятие о предсуществующих
«структурах-аттракторах эволюции», и в этой связи писали: «Парадоксально, но
будущее системы (среды) как бы притягивает, организует, формирует, изменяет
наличное ее состояние. Будущее «временит» настоящее». Это должно бы означать, в частности, что колебания маятника
затухают не по причине банального трения, а в результате действия из будущего
таинственной «структуры-аттрактора». На самом деле аттрактивное поведение
принципиально не отличается от законосообразного поведения вообще, если не
брать лапласовскую версию однозначной предопределенности всех процессов во Вселенной
по единой всеобщей формуле. С этой версией диалектика не соглашалась никогда.
Наоборот, она всегда утверждала единство и
взаимный переход необходимости и случайности, и как следствие этого – неполную
предсказуемость поведения сложных систем. То же мы находим в синергетике.
Правда, и здесь не обходится без извращенных толкований. Сторонники мистической
интерпретации синергетики обычно подчеркивают в ней описание хаотичности и «забывают», что главная
задача данного учения состоит именно в раскрытии законов порождения порядка из хаоса. Причем это устремление к порядку с самого
начала подчеркивалось самими создателями синергетики и их добросовестными
комментаторами.
Напомним в этой связи, что одной из первых идей в становлении
синергетики был принцип «порядок из шума», который выдвинул Г. фон
Фёрстер. Показательно в том же плане звучат названия многих работ по
синергетике: «Порядок в хаосе» (П. Бирже и др., М., 1991), «Порядок из хаоса» –
русское название программной книги Пригожина и Стенгерс, и др. Глава 6 той же
книги называется «Порядок через
флуктуации». А в ее последней главе сказано: «необратимость есть тот
механизм, который создал порядок из хаоса». В знаменитой книге Эриха Янча
«Самоорганизующаяся вселенная…» глава 3 прямо называется «Порядок через
флуктуацию: эволюция системы». Известен также его «оптимистический тезис»: «Чем
больше свободы в самоорганизации, тем больше порядка».
Число таких примеров нетрудно умножить. При этом мы
нисколько не претендуем на новизну выводов. Уже О. Тоффлер в своем
предисловии к программной книге Пригожина и Стенгерс предупреждал против
истолкования ее идей в пользу приоритета хаотичности. «Более того, –
подчеркивал он, – необратимые процессы являются источником порядка… Тесно связанные
с открытостью системы и случайностью, необратимые процессы порождают высокие
уровни организации, напр. диссипативные структуры». Имеющий глаза да видит,
имеющий уши да слышит.
Но не секрет, что глаза и уши идеологов во все времена
служат не этой цели, а задаче «экспликации
связей фундаментальных внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями общесоциального
характера» (В.С. Стёпин). В частности, любители хаоса в жизни или в
сознании всегда могут одеть шоры и сосредоточиться на самих флуктуациях, забыв
о процессе в целом. Так поступал напр. С. Гамаюнов (1994), ссылаясь на Ю.М.
Лотмана (1992). Вообще, примеров тому много.
Но те, кто от
случайности флуктуаций заключает к случайности всего поведения системы, не
понимают той нелинейной логики мышления, которая лежит в основе синергетической
картины мира. Их рассуждения заставляют вспомнить старый анекдот об И. Ньютоне.
Якобы, когда его кошка принесла четырех котят, он прорезал в двери, рядом с
дырой для прохода кошки, еще четыре отверстия меньшего размера. Так и следовало
сделать по логике линейного мышления: если одной кошке соответствует одна дыра,
то пяти кошкам должны соответствовать пять дыр. Но синергетика и диалектика как
раз уводят от этого стиля мышления (метафизического или релятивистского),
который хорош в элементарной механике, но в целом, конечно же, весьма плох.
«Совместное
действие стохастических и детерминированных “сил” (“случайность” и “необходимость”) переводит системы из исходных
состояний в новые, определяя при этом, какие именно новые конфигурации
реализуются», – отмечал Г. Хакен, автор термина «синергетика». «И
детерминистский характер кинетических уравнений, позволяющих вычислить заранее
(! – В. Н.) набор возможных состояний, и случайные флуктуации, “выбирающие”
одно из нескольких возможных состояний вблизи точки бифуркации, теснейшим образом
взаимосвязаны. Эта смесь необходимости и случайности и составляет историю
системы», – писали Пригожин и Стенгерс. Вполне сознавал эту диалектику
закономерности и случайности также О. Тоффлер, автор предисловия к цитированной
книге. Пригожин и Стенгерс, писал он, «не только доказывают… что в окружающем
нас мире действуют и детерминизм, и случайность, но и прослеживают, каким
образом необходимость и случайность великолепно согласуются, дополняя одна
другую». «Направленность эволюции ныне может быть понята post hoc как результат взаимодействия случайности и необходимости;
необходимость вводится системой ограничений, которые сами являются результатом
эволюции», – писал Эрих Янч.
Проведя обзор мнений физиков по данному вопросу, З. Сокулер еще в 1993
г. констатировала: «Несмотря на непредсказуемость флуктуаций... набор возможных
траекторий (путей эволюции системы) определен и ограничен... Развитие теории
катастроф за последние два десятилетия показало, что типы бифуркаций: 1) имеют
жесткие формальные ограничения... 2) универсальны и в значительной мере не
зависят от тонкой структуры субстрата... Для Тома (создателя математической
теории катастроф, применяемой в синергетике. – В. Н.) бифуркации выступают
только как фактор, развязывающий процесс самоорганизации, но не детерминирующий
его».
Таким образом, по вопросу отношения необходимости и случайности
основатели и ведущие представители синергетики стоят фактически на позициях
диалектики, которая, повторим, признает проявление и развитие необходимости через
случайность, их взаимное превращение и дополнение необходимости случайностью.
Именно так представлял это отношение, напр., Ф. Энгельс, как в своих конкретных
высказываниях по данному поводу, так и всем духом своего диалектического учения
(пусть еще несовершенного).
Отношение реальной
синергетики к объективной реальности также соответствует диалектической ориентации
на активное преобразование мира. Г. Хакен
сформулировал «основной вопрос синергетики» – «существуют ли общие принципы,
управляющие возникновением самоорганизующихся структур или функций?» – и
ответил на этот вопрос утвердительно. И. Пригожин и Д. Николис писали:
«Можно заметить вслед за Личем, что изменение более не является чем-то, что
природа совершает над нами, – скорее это то, что мы можем по нашему выбору сделать
с природой и сами с собой».
«В отличие от
биологической эволюции, общество может, – писал Пригожин, – действовать
целенаправленно: в известном смысле мы можем выбирать направление нашей
эволюции... что предполагает наличие моральной ответственности». Его не понял
бы М. Хайдеггер, типичный философ неклассической эпохи, призывавший
человека «преодолеть гигантоманию, внимать бытию и спуститься с высот
субъективности в убожество экзистенции». Как отмечали Князева и Курдюмов (1997),
«Синергетика… – оптимистическая попытка... овладеть методами нелинейного управления
сложными системами, находящимися в состоянии неустойчивости».
Другой вопрос, что
она вырабатывает новые способы как бы акупунктурного регулирования процессов в
точках бифуркации, позволяющие в ряде случаев избегать механического или «макиавеллевского»
насилия. Но делается это именно ради повышения эффективности нашего воздействия
на окружающее, и вовсе не исключает
приложения крупных усилий там, где они необходимы и эффективны. Поэтому мы не поддерживаем
тенденцию «роднить» синергетику с консервативной восточной философией, включая
хвалы даосскому принципу недеяния (В.С. Стёпин и др.). По правильной (одновременно диалектической и трезвомыслящей) оценке,
синергетика в этом плане берет что-то и от восточной традиции, но – подчиняя ее
западному активизму.
Синергетика также
существенно способствовала конкретизации диалектического принципа всеобщей
связи, поскольку этот последний предполагает связь не только локальную, но и
нелокальную. Правда, в целом данный вопрос остается проблемным. Современное
естествознание стоит еще на пороге общего, «идеологического» признания нелокальных связей, хотя нередко признает их фактически.
Мы уже два раза поминали сию проблему в настоящем блоге; см. наши
посты от 21.10. 2011 года (http://phlsphy.blogspot.com/2011/10/blog-post.html), и от 17.02. 2012 года (http://phlsphy.blogspot.com/2012/02/blog-post_17.html). Возможно, обратимся к ней и в дальнейшем; но на
сегодня сказано достаточно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий