Поиск по этому блогу

18 мар. 2013 г.

СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ



Представляю вниманию публики словарь основных понятий, расположенных в порядке их введения в моем курсе философии. Он не раз был опубликован, но постоянно подрабатывается. По нему я часто опрашивал студентов на семинарах и на сессии. Потребность в нем объясняется, главным образом, краткостью современного курса. Развивать мышление студентов в этих условиях затруднительно, но можно вооружить его эффективным инструментом. Так сборщика на конвейере не учат быстрее крутить гайки ключом, но дают ему электрический гайковерт.

Границы данного набора понятий сложились, так сказать, исторически, с учетом удобства пользования. Если этот словарик распечатать мелким кеглем, его можно уместить на лист бумаги А4 с оборотом. Студенты делали ксерокопии, а я на лекциях мог меньше диктовать.
Понятно, что определения здесь обычно даются лишь с авторской позиции, для большего просто нет места. Однако в других пособиях стараюсь представить каждый вопрос с разных сторон, и на занятиях призывал студентов не зацикливаться на одной позиции. Если эти призывы часто оставались втуне, не моя вина.
То, что я называю проблемой абсолюта, в древности обозначалось как проблема единого и многого. Это (и другие мои "новеллы") известны тем, кто читал мои учебные публикации в данном блоге.


1.Философия [ФС; исходное, рамочное определение] – стремление к наиболее общему знанию и к размышлению (Пифагор, Аристотель и др.) Ее исходный вопрос – «Что есть что, или в чем сущность каждой вещи?» (Боэций). Сущность – то общее в предмете, которое порождает ряд его проявлений; напр., для воды – молекула H2O.

2. Основные функции и проблемы ФСI. Методологическая функция, т. е. выработка наиболее общих приемов и форм познания. Осуществляется через решения т. н. проблемы абсолюта (см. пп. 4, 5); IIМировоззренческая функция, т. е. участие в построении и разработке наиболее общего знания о мире и человеке. Осуществляется через решения т. н. основного вопроса философии (ОВФ; см. пп. 9, 10).

3. Исходные понятия ФС: бытие = существование чего-либо (а не «всё сущее»), небытие = несуществование, становление = любой переход между бытием и небытием.

4. Проблема абсолюта – вопрос, есть ли в мире предмет, который не причастен к небытию, поэтому порождает, охватывает и контролирует все другие предметы и явления. Её решения: I. Метафизика – признаёт абсолют (Парменид, Демокрит и др.) II. Философский релятивизм – полагает, что абсолюта нет, а бытие и небытие растворяются в становлении (Кратил, Будда и др.) IIIДиалектика – полагает, что абсолюта нет, но в мире есть момент абсолютного. Это объективная общность и преемственность явлений, которая возникает из их всеобщей связи (Гераклит, Ф. Энгельс и др.)

5. Основные стили мышления и методы познания: I. Метафизический стиль – рассматривает предметы в их неизменности и обособленности. Применяется как ведущий метод частных и аналитических наук. II. Диалектический стиль – рассматривает предметы в их связи и развитии. Применяется как ведущий метод обобщающих и исторических наук. III. Релятивистский стиль – рассматривает предметы как хаотично изменяющиеся. Научного метода не образует, но востребован в идеологии, т. к. отражает специфику становления.

6. Мировоззрение – совокупность взглядов на мир в целом и на место в нём человека. Основной вопрос М. – об отношении человека и мира. Исторические типы М.: I. Мифологическое – опирается на чувственное восприятие и образное мышление; II. Религиозное – опирается на нерассуждающую веру; III. Рациональное – опирается на факты и логическое доказательство.

7. Философские течения по оценке роли разума в мировоззрении: I. Рационализм – полагает, что проблемы мировоззрения доступны решению нашим разумом (Аристотель, К. Маркс и др.); II. Мистицизм – полагает, что они решаются посредством божественного откровения (Бонавентура, В.С. Соловьёв и др.); III. Скептицизм – полагает, что они неразрешимы или бессмысленны (Пиррон, О. Конт и др.)

8. Философские линии по оценке места человека и задач ФС: I. Натурфилософия – полагает, что человек есть часть природы, а ФС – общая наука о природе (Фалес, П. Гольбах и др.); II. Гуманитарная философия – полагает, что человеческий «мир свободы» и природный «мир необходимости» не имеют общих законов, а ФС должна изучать только мир человека (Протагор, В. Виндельбанд, Ф. Ницше и др.); III. Линия целостного мировоззрения – полагает, что человек и природа существенно различаются, но все же имеют общие законы; именно их изучает ФС (Платон, Г. Гегель, Ф. Энгельс и др.)

9. Основной вопрос ФС (ОВФ) – вопрос об отношении духа к природе, сознания – к материи, мышления – к бытию (Ф. Энгельс, 1881; здесь бытие понимается как всё сущее). ОВФ = основной вопрос мировоззрения в его аналитической форме, выделяющей разум  как особенность человека.

10.Стороны ОВФ: Первая сторона, онтологическая – вопрос о сущности мира, или о том, что генетически первично: дух или природа и т. д. Вторая сторона, гносеологическая – вопрос, познаваем ли мир человеческим сознанием. (также Ф. Энгельс, 1881).

11. Решения 1-й стороны ОВФ (основные мировоззренческие направления): I. Материализм – утверждает, что природа, материя, бытие генетически первичны, а дух, сознание, мышление производны от них. Два вида: а) Метафизический М. полагает, что в мире нет ничего кроме материи, ее свойств и движения (Демокрит, П. Гольбах и др.); b) Диалектический М. признаёт, что кроме материального в психике есть идеальное, производное от материи (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) – II. Идеализм – утверждает, что дух, сознание, мышление генетически первичны, а природа, материя, бытие производны от них. Два вида: а) Объективный И. полагает, что мир создан духом, существующим до и независимо от людей (Платон, Гегель и др.); b) Субъективный И. полагает, что мир – продукт человеческого сознания (Протагор, Дж. Беркли и др.) Крайняя форма С.и. – солипсизм: якобы, существует лишь моё сознание, все остальное – плод его воображения. – III. Немонистические решения: Дуализм – утверждает, что дух и природа равноначальны (санкья, Р. Декарт и др.); Плюрализм – признаёт много самобытных начал (Анаксагор, Г. Лейбниц и др.); Эклектицизм – ФС без принципов, выбор суждений по здравому смыслу или по вкусу (Потамон Александрийский, Виктóр Кузéн и др.)

12. Решения 2-й стороны ОВФ: I. Агностицизм – отрицает или принципиально ограничивает познаваемость мира человеком. Как правило, признаётся познаваемость явлений и отрицается познаваемость их сущности (Пиррон, И. Кант и др.) II. Философский гностицизм (когнитивизм) – признаёт неограниченную познаваемость мира человеком (Аристотель, Ф. Энгельс и др.)

13. Типы мышления: I. Ассоциативное (чувственно-образное), действует по законам психологии. II. Понятийное (логическое) – мышление условными знаками по законам логики. Два его вида: а) рассудок (лат. ratio) – мышление известными понятиями по известным правилам; b) разум (лат. intellectus) – создание новых понятий и правил рассуждения.

14. Формальная логика – логика рассудка, метафизическая по методу. Заменяет понятия символами, а рассуждения – правилами операций. Её ограниченность доказана парадоксами типа «Куча» и «Лжец» (IV в. до н. э.), теоремами К. Гёделя о неполноте формальной арифметики (1931), и др.

15. Диалектическая логика – логика разума. Оперирует содержательными категориями, её правила вывода задаются диалектикой как «учением о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе и мышлении» (Ф. Энгельс).

16. Принципы диалектики (как учения): I. Принцип единства и борьбы противоположностей: всё возникает путем неизбежного деления единого на противоположности, которые взаимно дополнительны, нуждаются друг в друге, но при этом находятся в постоянной борьбе. – II. Принцип развития: в конечном счете, всякое изменение есть развитие, т. е. направленное и преемственное изменение. – III. Принцип всеобщей связи: в конечном счете, всякое отношение есть связь, т. е. взаимное влияние, даже при отсутствии локального взаимодействия.

17. Закон количества–качества (взаимного перехода количественных и качественных различий): постепенные количественные изменения свойств предмета, достигая границ меры, приводят к скачкообразному изменению качества этого предмета, а вместе с тем изменяется и мера его текущего состояния.

Здесь количество = делимость на части; качество = место предмета в данной системе отношений; мера = количественные границы существования данного качества; скачок = переход свойств, определяющих качество, в противоположные без промежуточного состояния.

18. Закон отрицания отрицания: в прогрессивном развитии каждое последующее отрицание содержит отрицание предыдущего отрицания, и этим частично возвращает предмет к состоянию, бывшему до предыдущего отрицания, по схеме тезис–антитезис–синтез.

Здесь отрицание (диалектическое) = качественный скачок, тезис = полагание, антитезис = противополагание, синтез = объединение тезиса и антитезиса.

19. Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, способной существовать независимо от сознания, и в принципе доступной ощущению.

20. Движение – всякое изменение наличного состояния предмета. Дв. абсолютно, покой относителен. Дв. – сторона материи, наряду с веществом. Условно, материя = вещество + Дв.

21. Пространство и время – разделение, соответственно, вещества на части и движения на части. Это не субстанции, а метрические (количественные) отношения явлений. Поэтому их параметры зависят от количественных характеристик тел и движения.

22. Сознание (человеческое) – способность высоко развитой и социально организованной материи к идеальному (смысловому) отражению действительности посредством условных речевых знаков, и к целеполаганию на этой основе. Выражается в целенаправленном преобразовании мира людьми.

23. Познание – творческое отражение действительности, в котором, в силу идеальности сознания, представления и понятия могут связываться и развиваться по законам самих отражаемых предметов.

24. Основные приемы познания: I. Дискурсия, т. е. пошаговое доказательство в теории или на опыте; II. Интуиция – усмотрение результата без доказательства, путем творческого саморазвития образов и понятий. В науке И. и Д. должны выступать в единстве.

25. Объективная истина: такое содержание знаний, которое не зависит от субъекта (форма знания неизбежно субъективна). Ее высший критерий – практика, т. е. успешное преобразование действительности на основе знания.

26. Человеческий индивид – отдельный человек, который усвоил часть общественной культуры, поэтому может участвовать в преобразовании природы людьми. Личность – индивид, который значительно преобразует не только природу, но и культуру.

27. Свобода: I. Родовая С. человека – основанное на познании необходимостей природы господство над нами самими и над внешней природой, и жизнь в гармонии с законами природы (Ф. Энгельс, 1877). IIС. индивида – его господство над социальными условиями своей жизни. В идеале предполагает хозяйственную самостоятельность. IIIС. личности – возможность для индивидов активного культурного творчества; дополнительно предполагает политические права и творческую атмосферу в обществе.

28. Нравственные императивы по И. Канту: поступай так, чтобы максима (главная идея) твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства; относись к любому человеку не только как к средству, но и как к цели твоей деятельности ради общего блага.

29. Искусство – самоцельное воплощение творческих способностей человека в предметно-образной форме их выражения. На этой базе, И. может выполнять любые дополнительные функции. Идеал классического И. – прекрасное, идеал вырожденного (напр., постмодернистского) И.– чудовищное (монструозное).

30. Основные корни религии: зависимость человека от природы и от других людей; противоречие между смертностью тела и нетленностью разума; регулярное вторжение человека в еще не освоенные области; ограниченность познания и практики на любой ступени их развития; потребность групп людей в обособлении от других групп; внушаемость большинства людей.

31. Формационная концепция исторического процесса (в официальном марксизме): история человечества делится на ряд ступеней – т. н. общественных формаций. Ход ее определяется спонтанным прогрессом материального производства и законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Когда новые силы приходят в противоречие со старыми отношениями, наступает эпоха социальной революции, т. е. смены формаций. Высшая формация – «полный» коммунизм, как отсутствие социальных антагонизмов и господство разума в бытии и развитии общества. Социализм, якобы, предварение коммунизма (концепция самого К. Маркса шире, но не доработана).

32. Глобально-цивилизационная концепция исторического процесса (И. Кант, К. Поппер и др.): общество развивается от консервативного общинного состояния, где правят традиции, к динамичному цивилизованному состоянию, в котором отношения между людьми регулируются властью государства. Капитализм – высший этап истории, антагонизмы – нормальное творческое состояние общества. Достижимая разумность в обществе сводится к бюрократической рационализации управления, соответственно текущему состоянию хозяйства.

33. Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.): нет всеобщих исторических законов, но есть ряд социокультурных типов («цивилизаций»). Каждый из них развивается по особенным законам, подобно эволюции организмов разного вида; но при активной роли группового сознания: особого менталитета, традиционной мифологии, господствующей религии и т. д.

34. Центральный вопрос древней китайской ФС – о сохранении коллективистских отношений века бронзы в условиях железного века. Традиционные концепции: борьба противоположных начал (ян–инь), пятиричность строения мира (у-син), принцип недеяния (у-вэй).

35. Центральный вопрос древней индийской ФС – о сохранении душевной гармонии в хронически кризисном обществе. Традиционные концепции: достижение блаженства (ананды), через преодоление кармы (судьбы) и прекращение сансары (переселений души). Цель – мокша, т. е. освобождение личной души от всякого телесного бытия, и ее растворение в абсолюте (нирвана).

36. Центральный вопрос древней греческой ФС – устройство мироздания и поиск первооснов сущего. Но в ней были также скептическая линия (софисты) и гуманитарная линия (Сократ и др.)

37. Центральный вопрос эллинистической и римской философии – образ и правила жизни, дающие безопасность от людей, личную независимость и душевное благополучие (киники, скептики, эпикурейцы, стоики).

38. Центральный вопрос средневековой ФС – способ бытия универсалий, т. е. общих понятий мышления. Реалисты (Ансельм Кентерберийский и др.) считали, что они существуют до вещей в божественном уме, номиналисты (Иоганн Росцелин и др.) – после вещей в человеческом уме, концептуалисты (Петр Абеляр и др.) – сначала как общее в вещах, затем в человеческом уме.

39. Центральный вопрос ФС XVIIXVIII вв. – об истоках нового знания. Эмпирики считали, что его дает только опыт (Т. Гоббс, Д. Локк и др.), рационалисты – только размышление (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.)

40.Центральный вопрос Немецкой классической ФС XVIIIXIX вв. – развитие действительности как творения духа, родового человеческого (И.Г. Фихте), или объективного мирового (Ф. Шеллинг, Г. Гегель и др.)

41. Центральный вопрос западной ФС XIX и начала XX вв. – условия практического успеха. При этом марксизм понимал практику как коллективное преобразование действительности на основе научного познания, а буржуазные учения (прагматизм и др.) – как активное приспособление индивидов к реальности.

42. Центральный вопрос западной ФС середины и конца XX в. – является ли человек разумно самоопределяющимся существом? За – философская антропология, экзистенциализм и др., против – фрейдизм, структурализм и др. Постмодернизм – победа вторых (Мишель Фуко, Жиль Делёз и др.)

43. Центральный вопрос русской религиозной ФС – пути осуществления соборности, всеединства и богочеловечества (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев и др.) Отражает феодальный по истокам и тоталитарный по сути характер традиционного российского сознания.

    Редакция от 28 января 2023 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий