1.Философия [ФС; исходное, рамочное определение]
– стремление к наиболее общему знанию и к размышлению (Пифагор, Аристотель и
др.) Ее исходный вопрос – «Что есть что, или
в чем сущность каждой вещи?» (Боэций). Сущность
– то общее в предмете, которое порождает ряд его проявлений; напр., для воды – молекула
H2O.
2. Основные функции и проблемы ФС
– I. Методологическая функция, т. е.
выработка наиболее общих приемов и форм познания. Осуществляется через решения т. н. проблемы абсолюта (см. пп. 4, 5); II. Мировоззренческая функция, т. е. участие в построении и разработке наиболее общего знания о мире
и человеке. Осуществляется через решения т. н. основного вопроса философии
(ОВФ; см. пп. 9, 10).
3. Исходные понятия ФС: бытие =
существование чего-либо (а не «всё сущее»), небытие = несуществование,
становление = любой переход между бытием и небытием.
4. Проблема абсолюта – вопрос,
есть ли в мире предмет, который не причастен к небытию, поэтому порождает,
охватывает и контролирует все другие предметы и явления. Её решения:
5. Основные стили мышления и методы
познания: I. Метафизический стиль – рассматривает предметы в их
неизменности и обособленности. Применяется как ведущий метод частных и аналитических
наук. II. Диалектический стиль – рассматривает предметы в их связи
и развитии. Применяется как ведущий метод обобщающих и исторических наук. III. Релятивистский
стиль – рассматривает предметы как хаотично изменяющиеся. Научного метода не
образует, но востребован в идеологии, т. к. отражает специфику становления.
6. Мировоззрение – совокупность
взглядов на мир в целом и на место в нём человека. Основной вопрос М. – об отношении человека и мира. Исторические типы М.: I. Мифологическое – опирается на чувственное
восприятие и образное мышление; II. Религиозное
– опирается на нерассуждающую веру; III. Рациональное – опирается на факты и логическое доказательство.
7. Философские течения по оценке
роли разума в мировоззрении: I. Рационализм – полагает, что
проблемы мировоззрения доступны решению нашим разумом (Аристотель,
К. Маркс и др.); II. Мистицизм – полагает, что они решаются
посредством божественного откровения (Бонавентура, В.С. Соловьёв и др.);
III. Скептицизм – полагает, что они неразрешимы или бессмысленны
(Пиррон, О. Конт и др.)
8. Философские линии по оценке
места человека и задач ФС: I. Натурфилософия – полагает, что
человек есть часть природы, а ФС – общая наука о природе (Фалес,
П. Гольбах и др.); II. Гуманитарная философия – полагает, что
человеческий «мир свободы» и природный «мир необходимости» не имеют общих
законов, а ФС должна изучать только мир человека (Протагор,
В. Виндельбанд, Ф. Ницше и др.); III. Линия целостного
мировоззрения – полагает, что человек и природа существенно различаются, но
все же имеют общие законы; именно их изучает ФС (Платон, Г. Гегель, Ф. Энгельс
и др.)
9. Основной вопрос ФС (ОВФ) –
вопрос об отношении духа к природе, сознания – к материи, мышления – к бытию (Ф.
Энгельс, 1881; здесь бытие понимается как всё сущее). ОВФ = основной вопрос
мировоззрения в его аналитической форме, выделяющей разум как особенность человека.
10.Стороны ОВФ: Первая
сторона, онтологическая – вопрос о сущности мира, или о том, что
генетически первично: дух или природа и т. д. Вторая сторона, гносеологическая – вопрос, познаваем ли мир человеческим
сознанием. (также Ф. Энгельс, 1881).
11. Решения 1-й стороны ОВФ
(основные мировоззренческие направления): I. Материализм
– утверждает, что природа, материя, бытие генетически первичны, а дух,
сознание, мышление производны от них. Два вида: а) Метафизический
М. полагает, что в мире нет ничего кроме материи, ее свойств и движения
(Демокрит, П. Гольбах и др.); b) Диалектический М. признаёт, что
кроме материального в психике есть идеальное, производное от материи (К. Маркс,
Ф. Энгельс и др.) – II. Идеализм –
утверждает, что дух, сознание, мышление генетически первичны, а природа,
материя, бытие производны от них. Два вида: а) Объективный И.
полагает, что мир создан духом, существующим до и независимо от людей (Платон,
Гегель и др.); b) Субъективный И. полагает, что мир – продукт
человеческого сознания (Протагор, Дж. Беркли и др.) Крайняя форма С.и. – солипсизм:
якобы, существует лишь моё сознание, все остальное – плод его воображения. –
III. Немонистические решения: Дуализм – утверждает,
что дух и природа равноначальны (санкья, Р. Декарт и др.); Плюрализм – признаёт много самобытных начал
(Анаксагор, Г. Лейбниц и др.); Эклектицизм
– ФС без принципов, выбор суждений по здравому смыслу или по вкусу (Потамон
Александрийский, Виктóр Кузéн и др.)
12. Решения 2-й стороны ОВФ: I. Агностицизм – отрицает или принципиально
ограничивает познаваемость мира человеком. Как правило, признаётся
познаваемость явлений и отрицается познаваемость их сущности (Пиррон, И. Кант и
др.) II. Философский гностицизм (когнитивизм) – признаёт неограниченную познаваемость мира
человеком (Аристотель, Ф. Энгельс и др.)
13. Типы мышления: I. Ассоциативное
(чувственно-образное), действует по законам психологии. II. Понятийное
(логическое) – мышление условными знаками по законам логики. Два его вида: а)
рассудок (лат. ratio) – мышление известными понятиями по известным правилам;
b) разум (лат. intellectus) – создание новых понятий и правил
рассуждения.
14. Формальная логика – логика
рассудка, метафизическая по методу. Заменяет понятия символами, а рассуждения –
правилами операций. Её ограниченность доказана парадоксами типа «Куча» и «Лжец»
(IV в. до н. э.),
теоремами К. Гёделя о неполноте формальной арифметики (1931), и др.
15. Диалектическая логика –
логика разума. Оперирует содержательными категориями, её правила вывода задаются
диалектикой как «учением о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе и мышлении» (Ф. Энгельс).
16. Принципы диалектики (как
учения): I. Принцип единства и борьбы противоположностей: всё возникает
путем неизбежного деления единого на противоположности, которые взаимно
дополнительны, нуждаются друг в друге, но при этом
находятся в постоянной борьбе. – II. Принцип развития: в конечном счете, всякое изменение есть развитие,
т. е. направленное и преемственное изменение. – III. Принцип всеобщей
связи: в конечном счете, всякое отношение есть связь, т. е. взаимное влияние,
даже при отсутствии локального взаимодействия.
17. Закон количества–качества (взаимного перехода количественных и
качественных различий): постепенные количественные изменения свойств
предмета, достигая границ меры, приводят к скачкообразному изменению качества
этого предмета, а вместе с тем изменяется и мера его текущего состояния.
Здесь
количество = делимость на части; качество = место предмета в данной системе отношений;
мера = количественные границы существования
данного качества; скачок = переход свойств,
определяющих качество, в противоположные без промежуточного состояния.
18. Закон отрицания отрицания: в прогрессивном развитии каждое последующее
отрицание содержит отрицание предыдущего отрицания, и этим частично возвращает
предмет к состоянию, бывшему до предыдущего отрицания, по схеме
тезис–антитезис–синтез.
Здесь
отрицание (диалектическое) = качественный
скачок, тезис = полагание, антитезис = противополагание, синтез = объединение тезиса и антитезиса.
19. Материя – философская
категория для обозначения объективной реальности, способной существовать
независимо от сознания, и в принципе доступной ощущению.
20. Движение – всякое изменение
наличного состояния предмета. Дв. абсолютно, покой относителен. Дв. – сторона материи,
наряду с веществом. Условно, материя = вещество + Дв.
21. Пространство и время –
разделение, соответственно, вещества на части и движения на части. Это не
субстанции, а метрические (количественные) отношения явлений. Поэтому их параметры
зависят от количественных характеристик тел и движения.
22. Сознание (человеческое) –
способность высоко развитой и социально организованной материи к идеальному (смысловому)
отражению действительности посредством условных речевых знаков, и к целеполаганию
на этой основе. Выражается в целенаправленном преобразовании мира людьми.
23. Познание – творческое
отражение действительности, в котором, в силу идеальности сознания, представления
и понятия могут связываться и развиваться по законам самих отражаемых предметов.
24. Основные приемы познания: I. Дискурсия,
т. е. пошаговое доказательство в теории или на опыте; II. Интуиция
– усмотрение результата без доказательства, путем творческого саморазвития
образов и понятий. В науке И. и Д. должны выступать в единстве.
25. Объективная истина: такое содержание
знаний, которое не зависит от субъекта (форма
знания неизбежно субъективна). Ее высший
критерий – практика, т. е. успешное преобразование действительности на
основе знания.
26. Человеческий индивид –
отдельный человек, который усвоил часть общественной культуры, поэтому может
участвовать в преобразовании природы людьми. Личность – индивид, который
значительно преобразует не только природу, но и культуру.
27. Свобода:
28. Нравственные императивы по
И. Канту: поступай так, чтобы максима (главная идея) твоей воли могла быть
принципом всеобщего законодательства; относись к любому человеку не только как
к средству, но и как к цели твоей деятельности ради общего блага.
29. Искусство – самоцельное
воплощение творческих способностей человека в предметно-образной форме их
выражения. На этой базе, И. может выполнять любые дополнительные функции. Идеал
классического И. – прекрасное, идеал вырожденного (напр., постмодернистского) И.–
чудовищное (монструозное).
30. Основные корни религии:
зависимость человека от природы и от других людей; противоречие между
смертностью тела и нетленностью разума; регулярное вторжение человека в еще не освоенные
области; ограниченность познания и практики на любой ступени их развития;
потребность групп людей в обособлении от других групп; внушаемость большинства
людей.
31. Формационная концепция
исторического процесса (в официальном марксизме): история человечества
делится на ряд ступеней – т. н. общественных формаций. Ход ее определяется
спонтанным прогрессом материального производства и законом соответствия
производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Когда новые силы приходят в противоречие со старыми отношениями, наступает
эпоха социальной революции, т. е. смены формаций. Высшая формация –
«полный» коммунизм, как отсутствие социальных антагонизмов и господство разума
в бытии и развитии общества. Социализм, якобы, предварение коммунизма
(концепция самого К. Маркса шире, но не доработана).
32. Глобально-цивилизационная
концепция исторического процесса (И. Кант, К. Поппер и др.): общество
развивается от консервативного общинного состояния, где правят традиции, к
динамичному цивилизованному состоянию, в котором отношения между людьми регулируются
властью государства. Капитализм – высший этап истории, антагонизмы – нормальное
творческое состояние общества. Достижимая разумность в обществе сводится к
бюрократической рационализации управления, соответственно текущему состоянию хозяйства.
33. Теория локальных цивилизаций
(Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.): нет всеобщих
исторических законов, но есть ряд социокультурных типов («цивилизаций»). Каждый
из них развивается по особенным законам, подобно эволюции организмов разного
вида; но при активной роли группового сознания: особого менталитета, традиционной
мифологии, господствующей религии и т. д.
34. Центральный вопрос древней
китайской ФС – о сохранении коллективистских отношений века бронзы в
условиях железного века. Традиционные концепции:
борьба противоположных начал (ян–инь), пятиричность строения мира (у-син),
принцип недеяния (у-вэй).
35. Центральный вопрос древней
индийской ФС – о сохранении душевной гармонии
в хронически кризисном обществе. Традиционные концепции: достижение
блаженства (ананды), через преодоление кармы (судьбы) и прекращение сансары
(переселений души). Цель – мокша, т.
е. освобождение личной души от всякого телесного бытия, и ее растворение в
абсолюте (нирвана).
36. Центральный вопрос древней греческой
ФС – устройство мироздания и поиск первооснов сущего. Но в ней были также
скептическая линия (софисты) и гуманитарная линия (Сократ и др.)
37. Центральный вопрос эллинистической
и римской философии – образ и правила жизни, дающие безопасность от людей,
личную независимость и душевное благополучие (киники, скептики, эпикурейцы, стоики).
38. Центральный вопрос средневековой
ФС – способ бытия универсалий, т. е. общих понятий мышления. Реалисты
(Ансельм Кентерберийский и др.) считали, что они существуют до вещей в божественном
уме, номиналисты (Иоганн Росцелин и др.) – после вещей в человеческом
уме, концептуалисты (Петр Абеляр и др.) – сначала как общее в вещах,
затем в человеческом уме.
39. Центральный вопрос ФС XVII–XVIII вв. – об истоках нового знания. Эмпирики считали,
что его дает только опыт (Т. Гоббс, Д. Локк и др.), рационалисты
– только размышление (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.)
40.Центральный вопрос Немецкой
классической ФС XVIII–XIX вв. – развитие действительности как творения духа, родового
человеческого (И.Г. Фихте), или объективного мирового (Ф. Шеллинг, Г. Гегель
и др.)
41. Центральный вопрос западной ФС XIX и начала XX вв. – условия практического успеха. При этом марксизм понимал практику как коллективное
преобразование действительности на основе научного познания, а буржуазные
учения (прагматизм и др.) – как активное приспособление индивидов к реальности.
42. Центральный вопрос западной ФС
середины и конца XX в. – является ли человек разумно самоопределяющимся
существом? За – философская антропология, экзистенциализм и др., против
– фрейдизм, структурализм и др. Постмодернизм
– победа вторых (Мишель Фуко, Жиль Делёз и др.)
43. Центральный вопрос русской
религиозной ФС – пути осуществления соборности, всеединства и
богочеловечества (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, В.С. Соловьёв,
П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев и др.) Отражает феодальный по истокам и тоталитарный
по сути характер традиционного российского сознания.
Редакция от 28 января 2023 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий