Поиск по этому блогу

4 дек. 2011 г.

РЕЛИГИЯ, СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ


Лат. religio означает благочестие, набожность или предмет поклонения. В основе религии лежит вера в определяющую зависимость мира от сверхъестественных сил. Поэтому характерной чертой религиозного сознания является удвоение мира, т. е. его разделение на мир имманентный – земной, посюсторонний, сколько-то постигаемый нами, и мир трансцендентный – потусторонний, для нас непостижимый.
С точки зрения науки, бытие сверхъестественных сил недоказуемо и неопровержимо, т. е. не верифицируется и не фальсифицируется. Проверить его на опыте невозможно, т. к. подобные силы трактуются как нечто сверхчувственное; а постигнуть разумом нельзя, т. к. они по определению превышают человеческий разум. Поэтому религиозная вера носит нерассуждающий характер. В русском языке ее можно обозначить словом верование, в отличие от рассудочной веры, основанной на трезвой вероятностной оценке будущих событий. По-английски это слова, соответственно, faith и belief.
Религиозная вера существует как в стихийных формах, так и в виде специальных вероучений – конфессий. Религии содержат также культ – обрядность поклонения трансцендентным силам. Культ обычно осуществляется посредством специальных религиозных организаций: церкви, секты и т. д.
Иногда утверждают, что культ лежит в основе культуры. Лат. корень colo действительно имеет два значения – поклонение и обработка. Но, по мере развития общества и языка, основные значения этих понятий существенно разошлись. Сегодня культура понимается как совокупность материальных и духовных средств, с помощью которых человек господствует над условиями своей жизни; а культ, наоборот, выражает поклонение силам, которые господствуют над человеком.
«Страх создает богов», – писал Демокрит; а страх есть выражение наших слабостей и зависимостей. Поэтому религия имеет, вообще говоря, столько корней, сколько таких слабостей может найтись у данного человека. Есть среди них и общезначимые. Мы рождаемся не по своей воле, не выбираем условия, место и время своего рождения, не выбираем и наши природные качества, во многом определяющие нашу судьбу. Все мы сильно зависим от случайностей бытия. Наше счастье и сама наша жизнь далеко не всегда находятся в наших руках. Все это располагает людей к религиозности, особенно – в несчастных обстоятельствах и у границ выживания. Но в этих случаях слово «бог» употребляется фактически как синоним слов «природа» и «обстоятельства»: одно можно заменить другим.
Главный корень религии как таковой состоит в исторической ограниченности познания и практики. История показывает, что человек всегда обожествлял не те силы, которым он совсем не может сопротивляться, а именно те, с которыми он уже вступил в борьбу, но при этом им еще регулярно проигрывает, поскольку не понимает их сущности. Так сменялись фетишизм – поклонение огню, камням, почитание амулетов и т. д.; тотемизм – поклонение животным, связанное с охотой и животноводством; затем поклонение небесным светилам, обусловленное развитием земледелия, и т. д.
Позднее возник политеизм – буквально многобожие, а по сути – поклонение стихиям природы. Это «боги» грома и молнии, вулканов и землетрясений, океанов и рек, русалки, лешие, домовые и т. д. И сегодня огонь, гроза, вулканы, непогода и морская стихия приносят людям немало бед. Но никто им уже не поклоняется, – ведь сущность этих явлений давно известна. По большей части люди знают и то, как противостоять этим силам, а подвергаются их негативному воздействию по причине сознательного риска, в поисках выгод или приключений, или ввиду принудительных обстоятельств жизни. 
Таким образом, сами формы культа отражают определенные этапы развития культуры, что относится и к основным современным религиям (христианство, ислам, иудаизм, буддизм). Это религии монотеистические, признающие культ единого духовного божества (правда, в буддизме это скорее культурный герой). Они выступают главным образом как обожествление социальных стихий: тех единственных стихий, сущность которых человек еще не постиг в полной мере и не овладел этими стихиями в достаточной степени. Действие этих стихий развязывают сами люди своими сознательными поступками; но в силу экономической несвободы и отчуждения, результаты этой активности выпадают из-под людского контроля. Возникает впечатление, что жизнью людей и общества распоряжается сверхъестественный ум, принципиально превышающий разум человека. Можно сказать, что современные ведущие религии обожествляют интеллект, но не человеческий, а якобы сверхчеловеческий.
Среди других общезначимых корней религии назовем противоречие между смертностью тела, с одной стороны, и с другой стороны  нетленностью разума, который, однако, реализуется в смертном человеческом теле. К ментальным корням религии можно отнести склонность человека к заблуждениям, его социальную конформность и словесную внушаемость (в т. ч. – коллективную), склонность нашего мозга к галлюцинациям при дефиците чувственных раздражителей. Достаточно вести жизнь по монастырским правилам – мало есть и мало спать, много работать, не иметь развлечений и секса, постоянно читать культовые тексты, много молиться и т. д., – и непременно обретешь религиозные галлюцинации (увидишь ангелов, услышишь глас божий и т. п.), а то и стигматы (якобы, следы ран Христа и т. п.) Не случайно З. Фрейд считал религию формой невроза.
Методологический корень религиозности заключается в господстве метафизического стиля мышления. Такое мышление не может охватить бытие человека и человечества в их полноте и в единстве исторического процесса. Тем самым в сознании как бы резервируется место для религиозного мировоззрения. Кроме того, религия часто поддерживается властями, как средство установить нерассуждающую политическую сплоченность. При этом нелепость веры – не недостаток, а достоинство. Она дает возможность сформировать субъективное единство группы в чистом виде, без отсылок к объективным факторам и к реальному положению вещей. А объективные истины, напр. выводы науки, имеют общечеловеческий характер, и потому непригодны как средство объединения одних групп людей против других.
Атеизм (греч. безбожие) имеет давнюю историю, но редко существовал в чистом виде. Чаще встречались различные формы свободомыслия, отражающие частичное отрицание религии. Это религиозный индифферентизм – безразличие к религии; скептицизм в отношении ряда религиозных догматов (иногда его называют религиозным агностицизмом); пантеизм (от греч. pan – все и theos – бог) – еретическое отождествление бога с природой. А также деизм – сведение роли божества к акту творения мира, и антиклерикализм – критика церкви как религиозной организации. Знаменитый Вольтер, говоря о церкви, восклицал «Раздавите гадину!». Но он же писал, что если бы бога не было, его бы следовало выдумать для удержания масс в покорности. Лев Толстой тоже резко критиковал церковь, но в моральном отношении считал себя христианином.
В недавнем прошлом атеизм был чертой идеологии большинства социалистических государств, в т. ч. – советской России. Однако при этом культ как таковой не исчез, произошла только замена культа небесного божества на культ «божества» земного. В России таким был культ личности Сталина, в Китае – культ Мао Цзэдуна, в Северной Корее – культ Ким Ир Сена и т. д. Подобное явление типично для стран с тоталитарным политическим устройством.
Как отмечали многие ученые, в т. ч. – К. Маркс, атеизм только отталкивается от религии, а в сам по себе не содержит позитивного идеала. Поэтому он не может стать формой духовной организации масс. Удастся ли в будущем построить общество на некой положительной духовной связи, без иррационального культа и принудительной идеократии?.. Данный вопрос в науке пока не решен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий