Поиск по этому блогу

14 дек. 2011 г.

НАУКА И ОБЩЕСТВО


Зачатки науки появились в древневосточном обществе. Здесь впервые знание стало добываться в социально организованной форме, а именно – целенаправленной деятельностью части служителей культа. Хотя методология познания была примитивной (в основном это был метод проб и ошибок), направленные коллективные усилия на протяжении тысячелетий приносили удивительные плоды. Но такое знание имело в основном рецептурный характер, т. е. не постигало сущности явлений, и поэтому слабо применялось в хозяйстве. В целом оно характеризуется как донаучное.
В античную эпоху познание приобретает светский характер. Появляются частные философские школы, обретающие общественную значимость. А с III в. до н. э. – и государственные исследовательские институты, напр. знаменитый александрийский Мусейон. Активно развивается рациональная теория, а за ней – методология научного познания. В частности, Аристотель в IV в. до н. э. создал т. н. Органон: совокупность трудов, в которых уже рассмотрены все основные методы теоретической науки. Но в эту эпоху преобладает умозрительное знание, слабо связанное с опытом. Активная форма опытного познания, т. е. эксперимент, была еще неразвита. На практике знание применялось тоже ограниченно, главным образом – в строительстве и в военном деле. В целом оно характеризуется как научное отчасти, главным образом – в его теоретических основаниях.
В Средние века гуманитарное знание поглощается религией, а наука о природе приобретает форму оккультного знания (от лат. occultus – тайный, сокровенный). Оккультизм исходит из признания скрытых сил и непосредственной связи всего со всем во вселенной. Мир внешней природы (макрокосм) он уподобляет микрокосму – миру человеческого тела и души. В каждом из этих миров он ищет ответы на вопросы, возникающие в другом мире. В такой идее есть «рациональное зерно» – отражение нелокальной связи явлений и неполной сепарабельности мироздания. Но пренебрежение исследованием конкретных причин делает оккультное знание крайне ненадежным, и в целом оно характеризуется как ненаучное.
Только в ходе Научной революции XVI–XVII вв. сформировался современный облик науки. Его отличительной чертой является соединение опоры на опыт (в т. ч. – в форме эксперимента) с рациональным теоретическим объяснением явлений. Благодаря этому соединению наука достигает хозяйственной эффективности, становится мощным рычагом развития производства. Начинается эпоха подлинной науки. В развитии науки с данного момента обычно выделяют три этапа: классическая наука (XVII–XIX вв.), неклассическая наука и постнеклассическая наука. Но мы считаем, что в действительности таких этапов четыре, и в начале приведенного списка добавляем этап предклассической науки XVII–XVIII столетий.
На наш взгляд, наука этого периода еще не может считаться классической. Слово «классический» происходит от лат. classicus – образцовый, первосортный, и предполагает всестороннюю зрелость соответствующей сферы явлений. А в науке XVII–XVIII вв. зрелости достигает только одна дисциплина – механика. Теории других наук в это время еще фантастичны (даже в физике: концепции теплорода, флогистона, электрических флюидов и т. п.), и отвергаются последующим развитием знания. Так как круг научного познания здесь задается механикой, он ограничивается изучением рутинного функционирования неизменных тел. Механистический подход породил односторонний (лапласовский) детерминизм, который, в противоположность оккультизму, не признаёт в мире никаких связей, кроме локальных воздействий отдельных тел друг на друга.
Эпоха (действительно) классической науки наступает после Промышленной революции конца XVIII – начала XIX веков. Во второй половине XIX в. завершается становление всех фундаментальных наук. Физика «достраивается» созданием молекулярной термодинамики, статистической физики и электродинамики, появляется понятие физического поля (М. Фарадей и др.) Сформулирован важнейший закон естествознания – закон сохранения и превращения энергии. Сформировались обычная и органическая химия, А.М. Бутлеров и Д.И. Менделеев установили общие законы химического строения. С открытием единства клеточного строения живого вещества (Т. Шванн, 1839) и с появлением теории естественного отбора (Ч. Дарвин, 1859) созревает биология. 
Классическую науку пронизывал эволюционизм – убеждение, что сложные формы бытия естественным образом развиваются из простых его форм. Эта идея утверждается в XIX столетии во всех науках, от астрономии до языкознания и от биологии до философии. Но эволюционизм еще ограничен в постижения процессов развития. Латинское evolutio буквально означает не развитие вообще, а только развертывание. Это – развитие без его крайних моментов, возникновения и исчезновения, которые совместно именуются становлением. Классическая наука еще не изучает становление и поэтому не может рационально объяснить ни мир как целое, ни возникновение жизни (на последнее прямо указывал Ч. Дарвин).
Через эту лазейку в науку XIX в. проникают креационизм и агностицизм, процветавшие в эпоху предклассической науки, в силу ее механистической ограниченности. Но все же в классической науке преобладает убежденность в объективности знания и в применимости его для целенаправленного преобразования природы и общества. Ее идейным манифестом можно считать знаменитую книгу Э. Геккеля «Мировые загадки» (1899). В этой книге отразились все ментальные пережитки, свойственные данной эпохе; но в ней же от лица науки провозглашаются прогрессивные идеалы истины, добра и красоты.
На рубеже XIX и XX вв. развернулась т. н. Новейшая революция в естествознании, а вслед за ней начался новый, неклассический этап развития науки. Здесь наука впервые обращается к эмпирическому исследованию сферы становления, и на авансцену выходят соответствующие дисциплины – квантовая механика, генетика, релятивистская космология. Но для сферы становления характерны неполная определенность явлений, их неустойчивость и нелокальная связь. Такие феномены не поддаются осмыслению на основе лапласовского детерминизма. Это способствовало развитию в идейном облике неклассической науки релятивистских черт, в т. ч. – индетерминизма и субъективистской интерпретации знания. Они проявились в концепции свободы воли электрона, в т. н. приборном идеализме, в конвенциалистской теории познании А. Пуанкаре и в других подобных учениях.
С конца 40-х гг. ХХ в. развернулась очередная глобальная революция в познании. Она выступает как сторона т. н. Научно-технической революции (НТР). А со второй половины 70-х гг. начался четвертый, постнеклассический этап в развитии науки. Ее общепризнанным лидером стала синергетика – междисциплинарная теория спонтанной самоорганизации. В фундаменте этой теории лежит физика открытых неравновесных систем (активных сред). Благодаря синергетике Пригожина-Хакена, принцип необратимости изменений впервые одержал полную победу в науке (раньше он признавался только в диалектической философии).
Синергетика в своем учении о законах самоорганизации соединила идеи эволюции и становления. Благодаря этому, современная наука дает естественные объяснения эффектам становления, сознававшимся ранее как парадоксы или трактовавшиеся на основе субъективной интерпретации знания. Эволюционизм снова становится характерной чертой научной картины мира. При этом он приобретет универсальный характер: весь мир рассматривается как результат единого процесса развития. Ведь современная наука овладела законами становления, и поэтому может рационально постичь переходы между качественно различными сферами бытия. Внутри науки религия изжита; но в общественной жизни корни ее еще сильны, поскольку социальные отношения в своем развитии всегда отстают от науки. По той же причине в философских трактовках постнеклассической науки нередки тенденции окраски ее в субъективистские идейные цвета предыдущего, неклассического периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий