Поиск по этому блогу

4 нояб. 2011 г.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ

Каждый вид хозяйства (присваивающее, аграрное или промышленное) может существовать в различных формах общественной организации, которые называются способами хозяйства. Например, аграрное общество существует в формах азиатского, античного и феодального способов хозяйства, а индустриальное общество – в виде буржуазного и социалистического способов хозяйства. В марксизме эти исторические формы именовались способами производства, – что неточно, т. к. хозяйство бывает не только производительным.
Любой способ хозяйства имеет две стороны: хозяйственные силы и хозяйственные отношения (в марксизме – производительные силы и производственные отношения). Мы дадим только общий их анализ, необходимый в рамках философии. Подробнее эти вопросы рассматривает экономическая наука.
Хозяйственные силы – все те силы, которыми общество воздействует на природу в процессе хозяйственной деятельности. Они включают в себя также две стороны: вещественную – средства хозяйства, и личностную – люди как хозяйственные агенты (а не как собственно члены общества). К первым относятся, напр., инструменты, станки и другие механизмы, трубопроводы, линии связи и передачи энергии, технические сооружения и здания фабрик, ферм, управленческих организаций и т. д.; иногда сюда же включают сырье.
Люди в составе хозяйственных сил характеризуются знаниями, умениями, навыками, а также организационно-техническими отношениями. Это отношения между людьми внутри процесса хозяйствования: субординация начальника и подчиненного, отношения координации и обмена деятельностью между специалистами и подразделениями и т. д. Помимо своей основной функции, они выступают как «буфер» между двумя сторонами способа хозяйства, но их следует отличать от собственно хозяйственных отношений.
Хозяйственные отношения – это отношения между людьми, как членами общества, по поводу условий и продуктов (а не процесса) хозяйственной деятельности. Среди них выделяются (I) материальные отношения, которые при данном способе хозяйства складываются помимо общественного сознания и порой вопреки его иллюзиям. В состав таковых входят 1) экономические отношения, т. е. отношения собственности на вещи и пользования ими; 2) родовые (семейные) отношения; 3) социально-классовые и этнические отношения. Существуют также (II) идеологические хозяйственные отношения, неотрывные от соответствующих форм общественного сознания. Это юридические, нравственные и политические отношения и формы сознания.
Выражаясь в марксистских терминах (нередко применяемых и в наши дни), материальные отношения образуют базис общества, а идеологические отношения и представления составляют его надстройку. Надстройка обладает относительной самостоятельностью, которая вытекает из разделения труда в обществе на труд материальный и труд интеллектуальный. Эта самостоятельность особенно сказывается в периоды преобразования общества. Но обычно надстройка подстраивается к базису, т. к. диссонанс идеологии и хозяйственных реалий привел бы к расстройству общества и к постоянной разрухе.
Основной социологический закон, как он сформулирован К. Марксом, гласит: «способ производства материальной жизни людей определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». На наш взгляд, вместо «производства» здесь лучше поставить «хозяйства». Следует также учесть, что жизнь людей многофакторна и не сводится к обслуживанию хозяйства; способ хозяйства определяет бытие общества в основном, но не тотально. При такой минимальной правке, приведенный закон К. Маркса соответствует историческому опыту человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий