Поиск по этому блогу

12 июн. 2011 г.

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ


В обыденной речи сознательным называют существо, которое отдает себе отчет в своих чувствах, мыслях и поступках. Это значит, что сознание предполагает не только восприятие внешнего мира, но и отражение в психике ее собственного содержания. На то же указывает само слово «сознание», которое в ряде естественных языков содержит возвратные частицы: в русском со-знание – как бы знание о знании, на латыни con-science, по-английски con-sciousness и др.
Понятие сознания ввел в философию Д. Локк, вместо понятия души, принятого со времен Аристотеля. Сам Локк определял сознание именно как «восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Такое обращение психики на себя он обозначил словом рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад, «загиб на себя»).
Но рефлексия как таковая присуща не только человеку. Высшим животным доступно чувственное самовосприятие психики. Пользуясь термином Г. Лейбница, мы называем его апперцепцией (от лат perception – восприятие, apperception – самовосприятие). У млекопитающих апперцепция является функцией т. н. новой коры больших полушарий головного мозга. Некоторые утверждают, что это и есть сознание; следовательно, оно якобы есть и у животных.
Но возможности апперцепции ограничены, во-первых, тем, что здесь состояние одной части нервной системы отражается другой ее частью, а система как целое не отражается. Во-вторых, чувственное отражение скользит по поверхности явлений и не схватывает их сущности. У человека эти недостатки устраняются развитием понятийной (речевой, словесной, логической) рефлексии. Поэтому научно правильное (исходное, «рамочное») определение сознания гласит: сознание есть высшая, собственно человеческая, понятийная форма психической рефлексии.
К другому определению сознания можно придти, «выворачивая» диалектическое (категориальное) определение материи. В результате получим, что сознание есть субъективная реальность, которая не может  существовать независимо от материи и не может восприниматься в ощущении. Сознание идеально именно в смысле его принципиальной неощутимости.
Термин «идеальное» прижился тут не случайно. По-гречески, идея – родовое понятие, в отличие от эйдосов – видовых понятий (к которым апеллировал Платон). Эйдосы еще сохраняют элементы чувственного представления, идеи их полностью утрачивают. Можно вообразить себе стол вообще, как схематическое сочетание столешницы и подставок, но нельзя вообразить себе мебель вообще, т.к. для нее нет никакой общей схемы.
Правда, метафизические материалисты от Брихаспати до Р. Рорти утверждают, что сознание доступно ощущению. Но они смешивают понятийную саморефлексию с чувственными сторонами внутренней психической реальности человека: с ощущениями и эмоциями, с актами апперцепции и образного мышления. Конечно, сознание существует только во внутренней психической реальности и оперативно связано с другими ее сторонами. Тем не менее, оно составляет особенную, сверхчувственную сторону этой реальности.
Психика (греч. psyche – душа) полностью формируется уже у высших животных. Это целостное, предметно оформленное отражение действительности посредством центральной нервной системы, включая также апперцепцию. Психика в принципе удовлетворяет всем потребностям приспособления организма к среде обитания. А понятийная рефлексия появляется как способность к отражению сущности вещей, скрытой за ее разнообразными проявлениями.
Таким образом, сознание входит в мир не в виде нового средства приспособления к действительности, а как инструмент ее преобразования. Отсюда – еще одно определение сознания: это способность к отражению сущности вещей и к планированию их целенаправленного преобразования.
Для познания сущности не нужен новый уровень синтеза ощущений. Поэтому сознание возникает не путем создания в нервной системе новых анатомических структур, а путем функционального расщепления психики (и деятельности новой коры) на две сигнальные системы. Учение о них создал в 30-е гг. XX в. И.П. Павлов. Напомним: первой принято называть систему чувственных сигналов, в принципе общую у нас с животными. Вторая сигнальная система – это система условных речевых сигналов. В развитом виде она присуща только человеку, а у животных встречается в разной степени недоразвития.
Знаки и конструкции второй сигнальной системы (слова) практически целиком условны, они не зависят ни от свойств отражаемого предмета, ни от свойств нашей нервной системы. В силу этого, речевые знаки представляют собой наиболее адекватный носитель идеальной мысли. Именно посредством речи совершается качественный скачок, в котором материальное переходит в свою противоположность – в идеальное.
Вместе с тем, было бы ошибкой приписывать идеальность слову как таковому. Действительно идеален только смысл речи. Это содержание мысли, которое выражается с помощью понятий. Причем оно не сводится к значению слов, т. е. – к речевому указанию на некоторые явления или разряды явлений. Смысл предполагает отражение сущности явлений. Следствие этого – знание способов преобразования данных явлений. В таком знании состоит главный критерий разумности.
Но как совершается переход от «абстрактной материальности» речевых сигналов к идеальности смысла?.. Этот переход нельзя объяснить наглядно, потому что в своем завершении он выходит в сферу идеального, т.е. за пределы пространственно-временных отношений между вещами. Однако в наши дни отсутствие наглядности не смущает ученых. Многое нельзя представить наглядно и в теории относительности, и в квантовой теории, и в математике (напр. мнимое число). Но все это можно, по выражению Гегеля, схватить в понятии (нем. begreifen). «Величайшим достижением человеческого гения является то, что человек может понять вещи, которые он не может вообразить», – говорил физик Лев Ландау. В этом – сила идеальности сознания.
Но понятие идеального играет заметную роль в мировоззренческой и политической борьбе, поэтому его научное понимание утверждается непросто. Некоторые философы считают идеальной саму форму, поскольку она «отрешается» от определенного вещественного наполнения. Тем самым они отождествляют материю с веществом, а это пройденный этап в развитии науки. Другие связывают идеальное со знаковой (символьной) репрезентацией предметов; но ведь такая репрезентация присуща всякому нервному отражению в живой природе.
Многие считают идеальными переживания и образы в психике животных и человека, т. к. они построены не из вещественных элементов, а из ощущений и эмоций: дескать, образ огня не жжет, а образ камня не имеет веса. Однако переживания и образы тоже существуют в природе независимо от человека, т.е. до сознания. И вновь: невещественный еще не значит нематериальный. Конечно, ощущения сильно отличаются «от стола, света и звука», как сказал бы И. Дицген. Тем не менее, они чувственны и зависят как от свойств отражаемого предмета, так и от свойств нервной системы. Следовательно, они не идеальны.
Встречается также теория, что идеальное существует не в голове индивида, а в деятельности людей, в их отношениях и в созданных ими вещах (Э.В. Ильенков и др.) Тут спутываются сама мысль и ее передача. Предметы материальной культуры, традиции поведения в обществе, тексты в книгах и т.п. действительно транслируют мысль от человека к человеку. Но чтобы усмотреть за ними смысл, необходимо живое деятельное сознание. Без него все это – лишь

«…мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке»
(А.С. Пушкин, 1830).

Социальная природа сознания практически общепризнанна. В этой подтеме есть ряд важных моментов, но нет истин, которые приходилось бы разъяснять оппонентам или доказывать в споре. Поэтому сразу перейдем к результирующему определению:
Сознание есть способность высоко развитой и социально организованной материи к идеальному (смысловому) отражению действительности посредством условных речевых знаков, и к целеполаганию на данной основе.
Эта формула – как бы вершина «пирамиды» определений сознания, и должна рассматриваться совместно с другими его определениями, приведенными выше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий