Поиск по этому блогу

19 июн. 2011 г.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА


Сущность познания диалектика видит в творческом отражении действительности. Это значит, что впечатления и понятия развиваются и связываются в нашей психике по тем же законам диалектики, как и сами явления. Предпосылкой к этому является объективный и сущностный характер отражения мира посредством знаков второй сигнальной системы. Иначе подобный творческий процесс был бы невозможен.
При таких условиях, если исходные «отпечатки» изучаемых вещей достаточно верны, то в результате получается новое знание, которое соответствует логике бытия и развития самих познаваемых вещей. При этом наш мозг использует механизмы опережающего отражения, развившиеся в результате биологической эволюции организмов и культурной эволюции человека.
Но порой диалектике приписывают понимание субъекта познания как общества в целом, а объекта познания – как самóй практики. Таких воззрений действительно придерживались некоторые представители марксизма в XX веке. Но по существу это точка зрения субъективного идеализма, в его коллективистской разновидности. На деле общество не может быть самостоятельным субъектом познания, т. к. не имеет собственного органа мышления: действительно мыслят только индивиды. С точки зрения диалектики, практика является главной целью познания; но в самом процессе познания она – только средство выявления объективной природы вещей, как они существуют независимо от субъекта, в т. ч. – и от его практики. Лишь при этом условии сама практика может быть успешной, а иллюзии ведут ее к провалу.
Концепция творческого отражения требует пояснить процесс творчества. Многие авторы стремятся выявить специфические нервные механизмы и психологические структуры, отвечающие за творческую деятельность. Но творчество по природе своей не может ограничиться определенными формами, а потому должно иметь не специфические, а универсальные основания. Отсюда следует, что принципы творческой деятельности носят философский характер, а эвристика в ее основе должна быть философской наукой.
Подтверждение этому мы находим в наиболее эффективной в настоящее время теории технического творчества – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера (1946 и далее). Данная теория рассматривает решение творческой задачи как разрешение противоречия, т. е. – в соответствии с диалектическим принципом единства и борьбы противоположностей, и фактически использует все принципы и законы диалектики. Основные ступени творческой деятельности согласно ТРИЗу:
1. Выявить противоречие, подлежащее решению, в чистом виде, т. е. как соединение противоположных требований через простое «не». В жизни люди обычно стремятся избегать противоречий. Однако иным путем нельзя получить т. н. ИКР (идеальный конечный результат, – термин ТРИЗа): когда проблема решается как бы сама собой, с минимальными затратами ресурсов.
2. Развести выявленные противоположности или в пространстве (где-то делается так, а где-то наоборот), или во времени (когда-то так, а когда-то наоборот), или по функциям в структуре (одни элементы делают так, а другие – наоборот). Таким путем мы обретаем то опосредствование противоположностей, без которого их столкновение может привести не к развитию предмета, а к его гибели.
3. Найти способ синтеза этих противоположностей с сохранением относительной самостоятельности сторон, учитывая свойства меры и качественного скачка. В данном пункте применяются закон отрицания отрицания и закон взаимного перехода количественных и качественных различий.
Например, надо быстро отшлифовать большое металлическое зеркало для телескопа-рефлектора, не допуская его местного нагрева, т. к. такой нагрев исказит прецизионную поверхность. Но при шлифовке обязательно выделяется тепло. Формулируем исходное противоречие: в месте шлифовки тепло необходимо выделяется, однако не должно выделяться. Разводим противоположности в структуре шлифовального инструмента: одни его элементы выделяют тепло, но другие тут же это тепло поглощают. Решение: сделать инструмент из смеси абразивных частиц с плавящимся телом (напр. – со льдом). Ведь при плавлении, как форме качественного скачка, температура тела остается постоянной. Конечно, при этом зеркалу в целом придется предварительно сообщить температуру плавления инструмента.
Много примеров применения таких принципов можно найти в работах Г.С. Альтшуллера и его последователей, в другой литературе по техническому творчеству. ТРИЗ содержит и ряд более частных положений, тоже диалектических по характеру, напр. принцип единства вещества и поля, принцип превращения вреда в пользу путем его усиления и т. д. Фактически, все это -- законы не только технического, но всякого разумного творчества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий