Поиск по этому блогу

8 мая 2011 г.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ МАТЕРИЮ


Слово «материя» происходит от латинского выражения mater rerum – мать вещей, и обычно переводится как вещество. Но в философии материя трактуется, вообще говоря, как неодухотворенное начало бытия. А в современном понимании она не сводится к веществу.

В своем развитии понятие материи следовало за прогрессом естествознания, а он до начала XX в. шел еще в русле метафизики. Поэтому предварительные представления о материи также оставались на почве метафизического стиля мышления. Мы не станем характеризовать их подробно, т.к. тут не скажешь чего-то особенно нового; но для порядка перечислим основные этапы.
Раньше других появились т. н. субстратные представления. Согласно им, материя как таковая (первоматерия) сводится к одному из качественно определенных веществ окружающей нас природы, или к некоторому набору таких веществ: вода, огонь, воздух и т.д. Но уже древние философы обращаются к субстанциальным представлениям о материи (от лат. substantia – сущность). На этом уровне материя понимается как бескачественное начало, порождающее все качественно определенные вещества. Например, апейрон Анаксимандра или атомы Демокрита.
Эта идея плодотворно работала в науке на протяжении более двух тысяч лет, на ней зиждились и основы научной химии. Но в XVII–XVIII вв. выяснилось, что атомы химических элементов качественно многообразны, а это не соответствует понятию первоматерии. В тот же период на первый план вышли атрибутивные определения, которые отличают материю по ее якобы необходимым свойствам (атрибутам). Так, по мнению Т.Гоббса, П.Гольбаха и других материалистов данной эпохи, атрибутами материи являются механические свойства тел – протяженность, тяжесть (масса) и непроницаемость.
В атрибутивной концепции свойства матери уже фактически противопоставляются свойствам сознания. В самом деле: мысль невозможно взвесить или пощупать, ее не измеришь линейкой, она не имеет пространственной фигуры и ей нельзя приписать непроницаемость. Таким образом, перед нами первое собственно философское определение материи, которое согласуется со структурой основного вопроса философии. Кроме того, определение Гоббса-Гольбаха корректно описывает материю в словарном смысле этого слова, т. е. как вещество.
Но во второй половине XIX в., с появлением электродинамики, была открыта новая форма бытия материи – физические поля. Оказалось, что электромагнитное излучение (в т.ч., видимый свет) является самостоятельным носителем энергии и импульса, и может перемещаться в пространстве, даже если его источник давно угас. Однако излучению нельзя приписать традиционные «атрибуты материи», т.е. - атрибуты вещества.
В конце XIX – начале XX вв. развернулась т. н. новейшая революция в естествознании. Она нанесла решающий удар по всем старым представлениям о материи. В науке не осталось места для неизменных субстанций или атрибутов. Вследствие этого, распространился т. н. физический идеализм. Его представители утверждали, что «материя исчезла», а на ее месте остались якобы только движение или только формулы.
Критикуя это учение, В.И. Ленин в 1908 г. пришел к выводу: «не материя исчезла, – исчезли только те пределы, в которых мы до сих пор знали материю». При этом он заключил, что новейшая физика «в муках рождает диалектику». Как показало дальнейшее развитие, со вторым заключением Ленин поспешил. Современная ему физика родила еще не диалектику, а только философский релятивизм. Видимо, поэтому не совсем удалась и попытка диалектического определения материи, предпринятая Лениным.
В его книге «Материализм и эмпириокритицизм» это определение звучит так: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Как видим, Ленин противопоставляет материю ощущению, а не сознанию, что при строгом подходе неверно. Ощущение само материально, оно есть и у животных. А главный недостаток этого определения в том, что материя в нем трактуется как всегда доступная ощущению. И на других страницах той же книги Ленин определял материю как «реальность, которая дана человеку в ощущениях его», и т. д. Тем самым определение Ленина сближается с линией метафизического материализма, который склонен ограничивать мир и сознание чувственной данностью.
Во второй половине XX в. научные представления о материи пополнились включением физического вакуума. Сейчас он осознается как исходная субстанция нашей вселенной и как наиболее общая среда механического движения. Не случайно эта субстанция называется vacuum – лат. пустота: она действительно «пуста» для нашего чувственного восприятия, хотя физики считают ее весьма плотной. Эта форма бытия тоже не вписывается в ленинское определение материи.
Тем не менее, Ленин действительно заложил основу для нового, четвертого уровня определения материи. Мы называем его категориальным, и предлагаем свой вариант такого определения: Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, способной существовать независимо от сознания и доступной ощущению. В этой формулировке выделяются четыре существенных момента, которые требуют пояснения.
Во-первых, слово «категория» здесь означает, что материя – не какая-то наличная сущность, пусть даже общего характера, каков напр. физический вакуум. Материя – только собирательное понятие, которое обнимает разнородные, качественно несводимые явления. Понятие «лес» объединяет разнообразные деревья, но ни одно дерево не есть лес. Так же ни одна форма бытия материи не есть материя как таковая. Эти формы могут быть даже несовместимы, как напр. частицы вещества и антивещества, или физически не родственны, как тела нашей вселенной и объекты в других вселенных, допускаемых современной космологией.
Во-вторых, материя не случайно трактуется именно как философская категория. Этим подчеркивается, что понятие материи не ограничено представлениями о физических либо иных свойствах явлений. Как отмечал сам Ленин, единственное всеобщее свойство материи – быть объективной реальностью. Это значит, что материя во всех ее проявлениях существует вне сознания, человеческого или иного.
В-третьих, в определении сказано, что материя способна (т. е. может) существовать независимо от сознания. Так существуют космическое излучение, Земля и другие планеты, Солнце и другие звезды, наконец – физический вакуум. Но данный текст тоже материален, т. е. существует объективно, вне сознания, – как материальные знаки на бумажном, магнитном или ином носителе. Однако без человеческого сознания он не мог бы ни появиться, ни существовать как текст. То же относится ко всем предметам материальной культуры. – Таким образом, материя «не обязана» всегда существовать независимо от сознания.
Четвертый элемент нашего определения – что материя доступна ощущению. И снова: это не означает, что все формы бытия материи воспринимаемы нашими ощущениями или приборами. Не воспринимаются ими не только материя как понятие, но и общие субстанции вселенского уровня, в частности – физический вакуум.
Вместе с тем, всякая субстанция подчиняется диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей. Следовательно, она делится на части, которые обладают качественной особенностью и поэтому действуют друг на друга. В том числе они действуют на наши органы чувств. Поэтому не может быть материи без проявлений, в принципе доступных чувственному восприятию, если есть кому ее воспринимать. В этом смысле Ленин прав, говоря о данности материи ощущению; но сам он этого смысла не разъяснял и вряд ли имел в виду.
Категориальное определение материи имеет еще один аспект, неожиданный для обыденного рассудка и тоже еще не учтенный в ленинской формуле. А именно: оно фактически включает в себя понятие движения. Об этом и пойдет речь в следующем сообщении.

2 комментария:

  1. А не сводятся ли все рассуждения о материи к берклианскому тезису -- быть, значит быть в восприятии? Или к тому, что, впрочем, одно и тоже, -- вещи суть комбинации(комплексы) ощущений (Беркли, Мах)?
    В самом деле, ведь материя, как философская категория, есть не что иное, как субъектное определение(преломление) объективного мира. Словом, вне субъекта нет объекта, а вне объекта нет и субъекта.
    Конечно, понятие "объективная реальность" имеет право на существование как абсолютный предел абстрагирования. Однако мы не можем сказать ничего конкретного об этой абстракции без ссылки на субъект, вне которого она остается гегелевским "ничто".
    Таким образом, мы просто обречены иметь дело лишь с субъективированной(осознанной) материей, или, что то же, с материализованным субъектом(сознанием).

    ОтветитьУдалить