Поиск по этому блогу

18 мар. 2011 г.

ЕЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ -- БУДЬ ИМ

Этот афоризм Козьмы Пруткова у кого-то вызывает улыбку, в ком-то поддерживает оптимизм, кому-то кажется издевательством. А философу стоит задуматься – в чем смысл этой кажущейся нелепицы? На наш взгляд, она существует благодаря смешению в слове «счастье» двух аспектов: объективного и субъективного.
Первичным является, конечно, первый аспект. Ведь корень слова здесь – «часть». Понятие счастья родственно понятиям «участь» и «причастность», старорусскому и украинскому «доля». Реальное счастье – это та часть жизненных благ, которая выпадает на долю данного субъекта.
Субъективный аспект счастья лингвистически вторичен. Для его точного обозначения есть другое слово – блаженство. Это состояние душевной удовлетворенности или даже приподнятости. Оно лишь косвенно зависит от доли участия в реальных благах, т.к. в основном определяется внутренними настроениями.
Конечно, реальное счастье не ограничивается материальным благополучием и местом в обществе. Оно во многом зависит от духовной самореализации человека, т. е. – от обретения и воплощения им своего смысла жизни. Но именно – своего, а не подсунутого кем-то суррогата. А это дело непростое и, как правило, требует все же некоторых средств. Голодающему или потребительски озабоченному человеку не до поисков уникального смысла жизни.
Недоучет таких «тонкостей» тоже способствует смешению счастья с блаженством. Вообще, смешение близких понятий – характерная черта недостаточно развитого языка. Но это источник, так сказать, исторический. Он тоже не объясняет главной причины смешения смыслов в современной трактовке слова «счастье». Этой причиной является ограниченный доступ большинства людей к реальным благам жизни. Причины ее самой мы здесь не станем рассматривать.
В результате, политическая идеология поддерживает такое понятие счастья, которое защищает интересы действительно (объективно) счастливых, и одновременно утешает несчастных. Особенно характерна подобная трактовка счастья для культуры восточных стран с традиционно бедным и угнетенным большинством населения. В индийской философии реальное счастье почти полностью замещается блаженством. Видишь иного индуса: ходит в тряпье, ночует на тротуаре, а на лице – неописуемое блаженство.
В значительной степени это свойственно и русской традиции, вообще близкой к Востоку. На Москве было два относительно счастливых и два относительно несчастных Василия, но всех их славнее у нас Василий Блаженный. Поэтому афоризм Козьмы Пруткова хоть и смешит, вернее – забавляет русского человека, но вовсе не кажется ему бессмыслицей.

Перед публикацией этого сообщения выяснилось, что в рунете есть заметный интерес к проблеме смысла жизни, тесно связанной с понятием счастья. Поэтому добавляю выписку по данной проблеме из своего учебного пособия (опубликовано последний раз в 2010 г.):

… счастье действительно не ограничивается внешним благополучием. Оно во многом зависит от духовной самореализации человека, т. е. – от обретения и воплощения им своего смысла жизни. Человек – существо мыслящее, и если жизнь его не наделена смыслом, то даже внешне счастливое бытие представляется ему пустым и тягостным. Смысл жизни – это главная цель нашей жизни, т. е. мысль, лежащая в основе наших устремлений. Смысл вообще, в т. ч. смысл жизни, предполагает осознание самой действительности и задач своей жизни на сущностном, обобщающем уровне.
С такой «рамочной» трактовкой смысла жизни согласились бы, вероятно, все философы. Но в процессе конкретизации это понятие наполняется разным содержанием, вплоть до парадоксов.
Так, натуралистическая концепция полагает, что мысль вообще не главное в бытии человека, и отсюда приходит к формуле «цель жизни – сама жизнь» (И. Гете, А.И. Герцен и др.) С точки зрения религии, главное в жизни – не наша мысль, а мысль сверхъестественного существа. Конечный вывод религиозной мысли здесь, как и по многим другим вопросам, совпадает с натурализмом. Не случайно в христианстве высшей ценностью объявляется жизнь как таковая, безотносительно к ее осмысленности. Христиане чают именно «живота вечного», а не осуществления каких-либо духовных идеалов. Не случаен и запрет на самоубийство: ведь человек не считается хозяином своей жизни.
Вульгарный социологизм считает носителем мысли общество в целом, а потому видит смысл жизни в фанатичном, жертвенном служении человека общественному интересу. Яркими воплощениями этой концепции были в философии – учение И.Г. Фихте, а в социальной практике – революционный фанатизм старой русской интеллигенции…
С культуротворческой точки зрения, главную роль в бытии конкретного человека играет именно его личная мысль, а смысл жизни состоит в творческом преобразовании действительности соответственно призванию данного индивида. Поэтому смысл жизни у каждого свой, но осмысленная жизнь всегда клонится к добру, т. к. развитие культуры полезно для всего человечества.
Но непросто обрести подлинный смысл жизни в обществе с отчуждением, где человек – не хозяин своей судьбы, где господствуют симулякр и потребительская идеология, где ради роста потребления сознательно понижается нравственный уровень человеческих масс. Из-за этого в наши дни широко распространились и отчасти сознательно насаждаются суррогаты смысла жизни: пьянство и наркомания, спортивный, религиозный, шовинистический и иной фанатизм, экстремальные увлечения и другие бессмысленные «хобби».
(Для молодых людей замечу дополнительно. Кое-что в этом тексте может вас обидеть. Ведь в нем порой критикуется содержание жизни, родное для вас, в силу обстоятельств вашего рождения и воспитания. Но обижаться вы не обязаны, а подумать не вредно).

4 комментария:

  1. Я бы усилил социальный компонент счастья: оно и во включённости в социальную жизнь, и в заслуженном внимании общества к такой социализированной личности. Счастье потому и привычно воспринимается, как несбыточная мечта, что общество, используя своих членов, воспроизводя себя за их счёт, часто просто "не замечает потери бойца"...
    В утешение можно всё-таки сказать, что счастливые люди всё-таки встречаются, благодаря иерархической структуре общества и положительной обратной связи, случающейся, хотя бы спорадически, между соседними, через несколько уровней социальной иерархии.

    ОтветитьУдалить
  2. Владимиру Алексеевичу.
    Не нашел формы для ответа на Вашем сайте, пишу здесь.
    Действительно, социальный компонент – важнейший для "объективного" счастья. Но человек сложен. Ради смысла жизни (ради идеи и т.п.) он может пойти и против общества, и против собственного внешнего благополучия. «Чтобы добраться до истоков, приходится все время плыть против течения», – говорил Ежи Лец. Видимо, это и Вам не чуждо. Таким людям надо держаться ближе, т.е. создавать, по возможности, свое общество – живущих осмысленно.

    ОтветитьУдалить
  3. 2 http://phlsphy.blogspot.com/2011/03/blog-post_18.html?showComment=1300578347643#c4624997150525640240
    Можно пользоваться гостевой книгой. Или, если угодно, почтовым адресом сайта: a--w@ya.ru

    Вашими устами да мёд пить...

    ОтветитьУдалить