Поиск по этому блогу

16 мар. 2011 г.

БЕЗОБРАЗИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

У кого что болит, тот о том и говорит.
В последнее время россияне много спорят об организации школьного и вузовского образования. Но никто, кажется, пока не отмечал одной несуразицы в бытии российских вузов. Это – сохранение советской традиции ежегодно «пропихивать» практически  всех студентов с курса на курс и «выпускать» их с дипломом в отведенные сроки окончания курса, обычно 5 лет. Конечно, к этому у нас привыкли еще в годы советской власти. Но в современных условиях такая традиция приносит гораздо больший вред. Из-за нее российский вуз много реже отчисляет неуспевающих студентов, чем вуз советский, и в целом производит намного худшую продукцию.
Студенты прекрасно понимают, что не они зависят от преподавателей, а как раз наоборот. Меня еще как-то защищает статус профессора, а вообще издевательство студентов над преподавателем стало обычным явлением. И защиты искать негде. Союз руководства вуза с плохими студентами против добросовестных преподавателей – закон современной вузовской жизни, мягкая разновидность известного сращения власти и криминала. Несоблюдение этого закона грозит худшим, что только возможно: вуз потеряет деньги или даже аттестацию, преподаватели потеряют доход или даже работу.
Может быть, такая ситуация жестко обусловлена платностью образования? Вовсе нет, скорее наоборот. В развитых странах эта проблема решена путем последовательного воплощения самого принципа платности. При наличии стандартных сроков, в целом сроки обучения гибкие. Можно и сократить, но чаще получается наоборот. В США, напр., продолжительность обучения в вузе не ограничена, и редкий студент заканчивает курс в стандартные сроки 4–5 лет. Учись 8 лет, учись 10 лет, учись 15 лет – пока не станешь действительно образованным человеком и классным специалистом. Только плати за дополнительные занятия и экзамены, если не смог или не захотел освоить дисциплину сразу. Неуважение к науке влетит тебе в кругленький цент. А хороший продукт возьмет у вуза хорошая фирма и хорошо за него заплатит – и вузу, и самому «продукту».
Если российские чиновники всерьез принимают президентский лозунг модернизации хозяйства, то какими кадрами они надеются обеспечить эту модернизацию?.. Возможно, правительство рассчитывает на продукцию нескольких ведущих вузов и на талантливых самородков (которых оно действительно поддерживает). Короче говоря – на немногочисленную интеллектуальную элиту. А массу выпускников среднего вуза оно рассматривает, видимо, как образованческий мусор, избавиться от которого затруднительно по тем или иным причинам. Например, надо чем-то занять молодежь, неспособную найти себе работу на рынке труда, надо как-то поддерживать сложившийся преподавательский корпус и раздутую вузовскую администрацию. Заодно – обеспечивать немалую рутинную часть нашего хозяйства достойными ее кадрами.
До недавнего времени такая «элитно ориентированная» политика велась и в спорте. Но она с треском провалилась, пришлось-таки возрождать спорт массовый. Воздержусь от выводов по аналогии, аналогия – не аргумент. Но кто бы тут воздержался от сомнений?.. Да и не только в модернизации дело. Густая тень халтуры и соответствующей ей морали накрывает ныне всю интеллектуальную жизнь нашего общества. И в школе, и на производстве, и в науке у нас не стыдно быть невежей, стыдно быть «ботаником».
Дальше – фрагменты статьи, посвященной также организации высшего образования. Но уже не ее настоящему, а возможному, скорее даже – отдаленному будущему.

О ПРИЗВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
К сообщению «Безобразие в образовании».
Фрагменты статьи, опубликованной в 2008 г., с сокращениями и изменениями.

Основной тезис этих заметок: современное призвание высшего образования заключается, в первую очередь, в «постановке» понятийного (логического) мышления у будущей интеллектуальной элиты общества. Особенно актуальна эта идея для России, причем именно в текущий период реформирования высшей школы.
По существу, такое призвание является коренным для высшего образования. … Но осознание указанной задачи остается еще слабым, в том числе – она никогда официально не декларируется. … А в ее прояснении имеют место затруднения как общего антропологического, так и исторического характера. …
…Зачастую ассоциативное мышление с апломбом противопоставляют мышлению понятийному, как творческое – якобы нетворческому, едва ли не сводящемуся к калькуляции. Действительно, у большинства современных людей рациональное мышление развито ниже уровня творческих потенций. Однако творческий момент есть во всяком мышлении, чем оно и отличается от инстинктивно-рефлекторной деятельности. А социальная эффективность понятийного творчества несравненно выше, чем ассоциативного: ведь первое отражает действительность на уровне сущностей, тогда как второе – только на уровне феноменов. Сравните социальный эффект творчества любого из великих художников XX столетия с одной стороны, и творчества А. Эйнштейна – с другой стороны…
Такое странное, на первый взгляд, отношение техногенной цивилизации к разуму объясняется тотальной экономической несвободой граждан в обществе наемного труда. Еще в начале XIX в. шотландский мыслитель А. Фергюсон справедливо заметил, что индустриальные нации есть нации илотов, в них нет действительно свободных людей. А поскольку люди здесь – не хозяева своей судьбы, они не могут возлагать надежды на свой разум, как на инструмент стратегического планирования жизни. …
... Но там, где современному обывателю дозволено мыслить логически, именно – в быту и в профессии, западный гражданин, в силу особенностей истории, заметно рациональнее, чем отечественный. В нашем национальном менталитете пока исторически не сформирован такой рациональный стержень. В силу этого, рекламно-потребительская идиотизация народа для нас гораздо опаснее, чем для Запада.
Конечно, ментальные качества нации и ориентацию народных масс на потребительские «общечеловеческие ценности» изменить в обозримый срок невозможно. Но политическая борьба решается не столько прямым столкновением народов, сколько столкновением элит, обладающих всегда более развитым рациональным мышлением…
…Призыв усилить логический момент в образовании рискует встретить непонимание со стороны многих… Это и ряд общественных деятелей и чиновников, в т. ч. – чиновников от образования. Ведь сырьевой характер нынешней российской экономики выводит в социальные лидеры как раз тех, кто, так сказать, наиболее дистанцирован от философии, и особенно – от рациональной диалектики. Ибо такая экономика представляет собой отрасль присваивающего хозяйства, которое сформировалось еще в первобытную эпоху, на базе ассоциативного мышления.
Но борьбу за интеллектуальное, техническое, военное и политическое лидерство в мире выиграет тот, кто раньше поймет необходимость воспитывать рационально мыслящую творческую элиту, и сумеет сделать это лучше других. А проигравшей стороне вручат утешительный приз: большую розовую метлу для уборки на заднем дворе цивилизации. И к ней прикрепят, как фирменный логотип, «Черный квадрат» Малевича, – неувядаемый символ идиотизации массового сознания.

5 комментариев:

  1. Когда было сказано об образовании: и один человек приведёт лошадь на водопой, но и сорок человек не заставят её пить.
    Медики начали, хотя бы говорить, что лечить надо не болезнь, а больного.
    Как же можно учить учебным предметам? Не о помощи ли ученику учиться должна идти речь? Тем более, когда любое знание, освоенное обществом, при малейшем желании достаётся из Интернета. Единственное, чего недостаёт такому знанию это полноты и сквозной системности от ощущений и действий, образов-ассоциаций до категорий и принципов.

    ОтветитьУдалить
  2. Извините за ошибки. Уверяю с каждым разом их будет меньше.

    ОтветитьУдалить
  3. Владимиру Алексеевичу.
    Не нашел формы для ответа на Вашем сайте, пишу здесь. В том и дело, что система – главное в образовании, а при такой организации системности не добьешься. Кроме этого, меня заинтересовала Ваша тяга связывать философское и физическое знание. В том числе – статья о поведении идеального газа. Давайте как-нибудь продолжим контакт. – В. Н.

    ОтветитьУдалить
  4. Анониму.
    Правильный ход. Копейка – мелочь, но рубля без нее не бывает. – В. Н.

    ОтветитьУдалить
  5. Гостевая книга сайта: http://narod.yandex.ru/guestbook/?owner=82964675

    ОтветитьУдалить