Поиск по этому блогу

11 февр. 2013 г.

АТЛАНТ РАСПРАВИЛ ПЛЕЧИ



Много забот и работ навалилось в последнее время. Момент для продолжения блога могу выбрать только в часы вынужденного простоя. Хочу поделиться мыслями о книге, которую недавно прочел. Это роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Он издан еще в 1957 г., и в свое время оказал большое влияние на сознание людей на Западе. До нас, конечно, тогда не дошел. Да многие из нас тогда его бы и не поняли, либо восприняли бы только как буржуазную пропаганду. Но там вовсе не это главное.

Айн Рэнд – псевдоним Алисы Зиновьевны Розенбаум. Она родилась в России в 1905 г., училась в Петроградском университете, в 1925 г. уехала на учебу в США, и осталась там до своей смерти в 1982 г. Ее социально-мировоззренческая позиция – крайний индивидуализм плюс крайний индустриальный энтузиазм, причем второе играет ведущую роль.

Просто индивидуализм обычно порождает ненависть к разуму, что мы видим во всей буржуазной идеологии после восстания Парижской коммуны, до которого в ней тоже преобладал индустриальный энтузиазм. Особенно сильна стала эта ненависть в эпоху постмодерна, когда индустриальный энтузиазм сменился индустриальным пессимизмом, а теория всеобщего благоденствия – идеей золотого миллиарда.

Айн Рэнд, наоборот, превозносит разум, как основу всей жизни общества, особенно – его хозяйственного преуспеяния, но также – и нравственного поведения людей. В некотором смысле, она отстает от развития современной ей идеологии, но как раз поэтому оказывается ближе других к вечным ценностям и к вершинам человеческой культуры.

При этом Рэнд вполне сознает идеологические тенденции, и даже предсказывает развитие иррационализма вплоть до его дичайших постмодернистских «образцов». Порой кажется, что постмодернисты списали свои злобные мысли о разуме и науке у отрицательных персонажей ее романа (д-р Притчет, д-р Феррис и др.). Попов, субъективистов и мистиков всех мастей она чехвостит в ошметки (простите за грубоватый оборот, но здесь трудно подобрать достаточно сильное выражение). Причем делает это умно и талантливо. В этом плане читать ее – сплошное наслаждение.

Главным носителем разума у нее выступают не ученые, и вообще – не интеллигенты, нравственный уровень которых она оценивает весьма низко. Грустно сознавать, но в данном отношении Рэнд права. Кто, как не интеллигенция, насаждает сейчас в общественном сознании мистику, рениксу и чернуху? Против этого возмущалась часть советских интеллигентов, но теперь они вымирают, как некогда мастодонты.

Главными носителями общественного разума Айн Рэнд считает бизнесменов-промышленников. Но это тоже сильная идеализация. Бизнесмену приходится, как правило, руководствоваться в своей деятельности разумом, иначе он просто прогорит и погибнет (в отличие от интеллигента, воззрения которого сказываются на его жизни только косвенно, через общественные отношения). В этом плане бизнесмены действительно способствуют распространению в жизни разумных начал.

В то же время, бизнесмены далеко не всегда заинтересованы в рационалистической идеологии общества. В последние полтораста лет дело обстоит как раз обратным образом. Без этого в обществе не могли бы распространиться ни идеи клинически безумного Фридриха Ницше и психически тяжело больного Сёрена Кьеркегора, ни весь остальной иррационалистический бред эпохи модерна и постмодерна.

Не сознавая этого, а скорее – не желая сознавать, Айн Рэнд возлагает ответственность за развитие иррационализма на социализм, точнее – на тенденции «ползучего» проникновения социализма в жизнь современного ей буржуазного общества. Она могла бы, конечно, познакомиться с идеологией реального, победившего социализма хотя бы на примере своей бывшей родины, и убедиться, что именно и только он тогда поддерживал рационалистическую идеологию. Но кто ж заставил бы ее туда заглянуть? – Не подумайте, что я выступаю здесь присяжным защитником социализма: он свое отжил, но факты есть факты.

А смешение социализма с капитализмом действительно порождает антиномии, которые и являются питательной почвой для негодования Айн Рэнд. Читатель без большого труда убедится, что почти все фантастические (в обоих смыслах) хозяйственные нелепицы, вызывающие ее резкое негодование, возникают из попыток отрицательных персонажей применять социалистическую идеологию и социалистические принципы управления в условиях господства буржуазной собственности и частного предпринимательства.

Эту огромную книгу можно упрекнуть за утомительное многословие, но само это многословие нельзя назвать пустым. Обилие речей здесь определяется всесторонней проработкой идей. Персонажи постоянно и напряженно логически мыслят., причем важные мысли идут так густо, что даже профессиональный философ порой испытывает перегрузку. В то же время, радуешься, что такая литература еще возможна. Сильна и собственно художественная часть: занимательный сюжет, убедительные характеристики персонажей, восхитительные описания и т.д. И при  этом неисчерпаемое воображение относительно событий и ситуаций. Не дочитав не бросишь.

Название книги связано с тем, что американские бизнесмены, эти де Атланты современного мира, отчаявшись найти себе достойное место в разлагающемся обществе, объявляют якобы всеобщую забастовку или локаут. Они отказываются далее держать общественное небо на своих плечах, и под водительством таинственного Джона Галта скрываются в еще более таинственной долине среди гор, которую благоустраивают собственным трудом.

Конечно, с научной точки зрения это смехотворная утопия, но в рамках литературы – нормальная художественная гипербола. Она дала автору возможность развить такой напор в отстаивании ценностей разума, для которого в современной ему реальности трудно было найти условия. И мне хочется, несмотря на этот явный утопизм и прочие немалые натяжки, не смеяться над Айн Рэнд, а поставить ей памятники на центральных площадях главных городов всего мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий