Поиск по этому блогу

30 нояб. 2022 г.

Основной курс. Предисловие для специалистов: особенности курса

     Автор курса наследует и продолжает линию целостного научного мировоззрения (см. также п. 2.2 курса). Исторически последней общественно значимой системой такого рода была философия марксизма. Мы подвергаем ее существенной (зачастую имманентной) критике, но принимаем и развиваем заключенную в ней диалектико-материалистическую концепцию. На наш взгляд, эта концепция оправдана опытом науки, и вполне подтверждается на современном «постнеклассическом» этапе ее развития.

Наше изложение философии содержит ряд новшеств, из которых здесь отметим только самые важные. Раздел «Введение в философию» имеет в нашем курсе фундаментальное значение. В нем мы, в первую очередь, выделяем две основных функции философии – методологическую и мировоззренческую. Им ставятся в соответствие две главных проблемы философии – проблема существования абсолюта и т. н. основной вопрос философии (вопрос об отношении духа и природы). Метафизический, релятивистский и диалектический стили мышления предстают у нас как следствия различных решений проблемы абсолюта. Диалектический материализм трактуется как такое учение, которое, в отличие от метафизического материализма, не возводит материю в абсолют.

Следующий за «Введением» раздел посвящен законам логики и диалектики, которые мы признаем основными законами как бытия, так и познания. Результаты этого раздела образуют стержень решения задач в других частях курса. Диалектическую логику мы считаем не самостоятельной дисциплиной, но аспектом диалектики, определяемой как «учение о наиболее общих законах развития и связи в природе, обществе и мышлении» (Ф. Энгельс). Частично переосмыслена нами и структура диалектики. В частности, закон единства и борьбы противоположностей представлен у нас как исходный принцип диалектики. Два других, из трех традиционных «основных законов диалектики», мы трактуем как законы развития. При этом в структуру закона отрицания отрицания вводится понятие реформации. На наш взгляд, это необходимое переходное звено в развитии реальных явлений, где, в отличие от процесса развития мысли, не срабатывает гегелевская категория «снятие». Сформулированы также общие диалектические законы связи, чего не было и, по историческим причинам, вряд ли могло быть сделано в гегелевской и марксистской диалектике.

Нами предложены конкретные определения всех принципов и законов диалектики (что также не делалось в учебной литературе), уточнены определения многих ее категорий, трактовки понятий материи, движения, пространства, времени, сознания, познания и др., в общем русле избранного подхода. В области социальной философии мы выделяем три основных концепции: натуралистическую, по сути метафизическую; вульгарно-социологическую, по сути релятивистскую; культуротворческую, по сути диалектическую. Вся проблематика в данной области рассматривается через призму этого деления, что позволяет как дополнительно упорядочить материал, так и, на наш взгляд, глубже понять реальность.

При анализе развития общества мы вводим (отправляясь от некоторых идей К. Маркса) понятие синтетической формы собственности. Она вписывается в диалектическую логику исторического процесса, и наиболее характерна, по нашему мнению, для классического полиса, а также для средневековой коммуны, особенно в эпоху Возрождения. Данный прием позволяет по-новому осмыслить ряд моментов политической и идейной истории человечества, в том числе – происхождение и смысл коммунистических воззрений, в их отличии от идей социализма.

Особенности авторского подхода отражены, и некоторые новации присутствуют также в нашем изложении истории философии; но конкретнее мы отметим их в предисловии к соответствующему разделу. Подчеркнем, что вводимые нами новшества не противостоят традициям научной философии, но развивают их на современной основе. Именно такова наша сознательная установка. На наш взгляд, новации ради новаций претят духу науки.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий