Повод для этой заметки – не первой
свежести. Это уже многократно обсуждавшаяся деятельность Кирилла
Серебренникова, главы известного Гоголь-центра, вроде бы крупного режиссера и
(по версии следствия) также крупного растратчика государственных денег.
По делу о растрате за него
заступились многие видные деятели нашей культуры, и не только культуры. В
большинстве своем, они сделали это не по наивности: тут действуют известные
корпоративные законы. Есть среди заступников и зависимые люди, в частности – актеры
Гоголь-центра, которым просто приказали одеть майки с портретом Серебренникова.
Но все же в этом выступлении есть некая доля недопонимания, или – сокрытия
истины от самих себя, или – нежелания ясно ее осознать. А часть публики
действительно может принять за чистую монету и «художественную» деятельность
Серебренникова, и возмущение «культурной общественности» попытками прокурора пресечь его
бесшабашное распоряжение чужими деньгами, как якобы наказанием за
новаторство в искусстве. И хотя мы в этом не согласны с
друзьями Серебренникова, однако сходимся с ними в оценке его как целостной
личности, адекватно выступающей во всех ее социально значимых ипостасях.
А именно: в денежном деле наглядно
обнаруживается тот же автор нашумевших театральных постановок, которые сам Серебренников
представляет как революцию в театре. Правда, голые гениталии, грубые действия,
безобразные мизансцены и нецензурная лексика на сцене давно не оригинальны, –
но в отношении к классическому театру это действительно революция! Возможно – с
приставкой «контр», т.к. сама культура была некогда революцией против дикости и
безобразия. Но все же это, бесспорно, некий существенно творческий акт.
Полусознательный софизм защитников
Серебренникова состоит в том, что они отождествляют всякое творчество в
культурной сфере с искусством. Между тем, все русские знают буквально с детства,
что от корня «твор» происходит не только глагол «сотворить», но также глагол
«натворить»; а последний вид творчества называется не искусством, а паскудством. В качестве иронического
эвфемизма, паскудство порой именуют «художеством», как бы от слова «худо». Слово "искусство" исходно означает высокую степень умения, отсюда – характерный для искусства идеал прекрасного. А в паскудстве главное не умение (тут им порой демонстративно пренебрегают), а самовыражение подлой души. Отсюда – характерный для него "идеал" безобразного.
Паскудство в мире людей проявляется неизбежно,
и находит свое основание именно в творческой природе сознания. Человек призван преобразовывать
действительность, а когда не может делать этого в позитивном, созидательном
ключе, делает то же а ключе негативном, разрушительном. Здесь исток и сущность
всякого хулиганства. Обычно такими актами обнаруживается личная недоразвитость
сознания; поэтому хулиганские проявления наблюдаются большей частью среди
подростков, а также – среди наименее интеллектуальной части людей зрелого
возраста. Но иногда к подобным проявлениям склоняют социальные условия, что
свидетельствует о культурном кризисе данного социума.
А наша страна и цивилизация в целом как раз переживают подобный кризис, затянувшийся уже более чем на 40 лет. Идет моральное и
эстетическое разложение общества – объективный процесс, который не остановишь
благостной проповедью. Идеалы истины, добра и красоты в очередной раз сменились господством безобразия. За это время мы уже повидали столько культурных революций а ля
Серебренников, что часто не выдерживают самые крепкие желудки, а в спинках
кресел, в театрах и кинозалах, впору делать карманы для рвотных пакетов. Современный "гурманский", "провокационный" театр – это "связка" говноделов по одну сторону рампы, и говноедов – по другую. Не об этом театре Белинский писал. Современный ху*дожник этого типа – даже не от слова "худо", а от известного русского ненормативного слова, нередко – с прямой наглядностью (возможно, лингвисты найдут, что это слово одного корня с "худо"). К счастью, такое положение не навсегда, к несчастью – терпеть его придется еще долго. Но из последнего не следует, что с мерзостью не надо бороться, иначе она действительно победит навсегда.
В принципе, я признаю
необходимость эвфемизмов и запрещения, например, публично называть какушку ее
настоящим именем (хотя тот же Серебренников этого не признаёт). Но сейчас я выступаю как ученый, а в науке другие нормы. Они позволяют прямо сказать,
что деятельность Кирилла Серебренникова (как и длинного ряда других
современных "революционеров" в культуре и около нее) действительно является творчеством и ху(*)дожеством, – но не искусством, а паскудством. И я не удивлюсь, если суд, в своих
юридических терминах, даст ту же по сути квалификацию деятельности
Серебренникова как распорядителя кредитов в Гоголь-центре.
Хорошо сказал Христос: «Грехам необходимо прийти в мир, но горе тем, через кого они придут!»
Хорошо сказал Христос: «Грехам необходимо прийти в мир, но горе тем, через кого они придут!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий